Задания творческого характера на уроках музыки. Что можно услышать в музыке? Интуитивный способ или способ на основе вдохновения

Цели:

  1. Развитие творческих способностей детей через пластические, вокальные, художественные задания на уроках музыки.
  2. Расширение художественно-эстетического опыта учащихся.
  3. Воспитание интереса, любви к музыке, потребности в общении с искусством.

Что такое творчество? Это свобода, нестандартное видение мира. Характерной особенностью уроков музыки является творческая атмосфера, царящая на уроке, и, как следствие, творческая активность школьников.

С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает развивать вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения. Педагогическая направленность таких уроков очевидна: углубляются знания в области речи, в музыке; уроки проходят интереснее.

1. Пластическая импровизация. Происходит гармоничное развитие творческих способностей детей через синтез музыкального и сценического искусства. Так в симфонической сказке “Петя и волк” С. Прокофьева учащиеся не только анализируют тембры музыкальных инструментов, но и в пластической импровизации передают образ каждого героя: кошки, птички, утки, волка, дедушки и охотников. Осуществляется формирование эстетического отношения к музыкально-звуковой действительности: музыкальный звук – музыкальный образ – способ его воплощения.

2. Вокальная импровизация. В ходе создания импровизации каждый ученик ощущает себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в музыкальных созвучиях. Так, на одном из уроков в 3-4 классах учащимся предлагается придумать мелодии на заданный текст и вокально исполнить их. Как правило, это небольшие четверостишия.

3. Иллюстрации к музыкальным произведениям. Школьники воплощают музыкальные образы в художественные. Часто это домашние задания. Важно сформировать у них серьезное отношение к их выполнению, т.к. в процессе воплощения музыкальных произведений художественными образами происходит развитие ассоциативно-образного мышления.

4. Сочинение-миниатюра. Перед слушанием учащимся ставится творческая проблемная ситуация, в которой школьники должны выступить в роли драматурга и придумать свою историю, которую, на их взгляд, поведала им музыка. Так, начиная с 5 класса, учащиеся на уроках музыки пишут сочинения-миниатюры на заданное музыкальное произведение. Также они сочиняют сказки и рассказы, где музыка была бы главным героем.

5. “Перевод на язык другого вида искусства”. Я предлагаю несколько творческих заданий, основанных на этом приеме – после прослушивания и анализа музыкального произведения “перевести” его на язык красок или движения. Требования к старшеклассникам относительно этого приема усложняются как количественно, т.к. они слушают более крупные музыкальные произведения, с более сложной формой их построения, так и качественно, поскольку образы музыкального произведения не столь изобразительны, а чувственный мир, напротив богаче. Ученикам предлагается сочинить историю, рассказ или стихотворение в письменной форме, выразить в цвете (абстрактно) образный строй каждой из частей или с помощью пантомимы изобразить содержание данного музыкального произведения.

6. Мозговой штурм. Часто на уроках музыки я применяю этот прием. Дается задание: составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова. Например:

а) музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе литературного произведения);

б) Глинка, романс, Италия (Путешествуя по Италии, Глинка написал романс “Венецианская ночь”);

в) сюита, Бах, танец (И.С. Бах написал много сюит, состоящих из старинных танцев).

7. Синквейн. Детям дается слово к которому нужно подобрать два прилагательных, три глагола, четыре связных слова и в конце одно обобщающее слово. Слова не должны повторяться, также нельзя использовать однокоренные слова. Например:

а) Моцарт – солнечный, праздничный – сочиняет, творит, вдохновляет – мы любим его музыку – классик;

б) оркестр – симфонический, камерный – играет, гастролирует, выступает – четыре группы музыкальных инструментов – коллектив;

в) квартет – вокальный, инструментальный – импровизирует, гастролирует, музицирует – Иван Крылов написал басню – ансамбль;

г) барокко – изящный, вычурный – увлекает, вдохновляет, завораживает – перламутровая жемчужина неправильной формы – стиль.

8. Ассоциативный ряд. В старших классах я использую этот прием следующим образом: после прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются ребенком в рабочей тетради. Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение. Например:

Патетическая соната Бетховена – трагическая – драматическая – взволнованная – бурная – стремительная – увлекающая – героическая – победа – ликование...

9. Презентации. Начиная с этого года, я использую презентации как творческое задание. Это может быть опережающее задание к новой теме или наоборот домашнее задание как обобщение музыкальных впечатлений старшеклассников. Я направляю детей, создаю с ними план, по которому они делают презентации.

10. Урок-путешествие, урок-игра. Огромное значение отводится обобщающим урокам в конце каждой четверти и года. На этих уроках могут быть использованы различные формы, методы и приемы обучения. Это могут быть уроки-путешествия, уроки-концерты, где используются музыкальные викторины и музыкальные кроссворды. Музыкальный материал на обобщающий урок подбирается исключительно самый яркий, самый значимый и полюбившийся детям во всех видах деятельности.

Взаимодействие в музыкально-творческом процессе реальных и художественных представлений обеспечивает активное развитие эмоциональной и образной сфер психики, формирование духовного мира учащихся. Жизненная содержательность музыкальных образов и непрестанный поиск гармонии и красоты в средствах их выражения определяет огромную значимость музыкального творчества в эстетическом воспитании.

8. Учимся сочинять вариации

Проще всего сочинять вариации на soprano ostinato. Здесь нужно просто взять мелодию и придумывать к ней разный аккомпанемент.

Сложнее всего сочинять вариации на basso ostinato. Это полифонические вариации, и чтобы они хорошо получились, нужно уметь обращаться с полифонией.

Увлекательнее всего сочинять фигурационные вариации. И этому можно вас немножко научить. Попробуем поработать с очень простой мелодией. Это русская народная плясовая песня «Ах вы сени мои, сени».

Быстро, весело

Мелодия состоит из четырёх фраз, две первые и две последние почти одинаковые, но с небольшим врьированием. Обратите внимание на изменение в повторе выделенного мотива.

Ваша задача — изменить мелодию, но так, чтобы она всё же узнавалась. Вот три совета. Учтите, что это лишь советы, а не правила. Сочинять музыку по правилам — очень скучное занятие. Но советы всё же нужны.

Совет первый. Что лучше всего узнаётся и запоминается в любом музыкальном отрывке? Ну конечно, начало. Значит, в начале изменения должны быть лёгкими и прозрачными, чтобы мелодия легко угадывалась, а вот в конце можно пофантазировать и сочинить что-нибудь совсем другое.

Совет второй. Выберите в мелодии основные «интонационные точки», вокруг которых будет «крутиться» ваша вариация. Например, вот эти:

Не обязательно строго придерживаться этих точек, но всё-таки хорошо бы иметь их в виду. В примерах, которые я сейчас приведу, эти точки соблюдаются, но не совсем строго.

Совет третий. Сохраняя общую форму мелодии (как в строгих вариациях), придумайте какие-нибудь новые ритмические рисунки, можете даже изменить размер, как в последнем примере.

В двух примерах я применил секвенцию. Но секвенциями надо пользоваться осторожно, если их нет в самой теме.

Быстро, весело

Теперь давайте обратимся к жанрам, которые вы уже знаете. Например, к маршу. Вспомнили? Пунктирный ритм, ритмичный аккомпанемент, четырёхдольный размер. Допустим, вот так:

Оживлённо

Если нашу тему увеличить, то есть записать четвертями и половинками в размере , то у неё будет затакт в две четверти. Вспоминайте: где вы встречали такой затакт? Правильно, в гавоте. Можно попробовать. Но здесь лучше сделать так, чтобы тема не очень узнавалась. Слишком уж она русская для французского танца. Тогда вот что: напишем вариацию в миноре!

Стремительно

Для вариаций удобны не все темы. Наша тема удобна для классических и свободных вариаций, потому что она очень простая и чёткая. Это вообще характерно для народных песен, поэтому очень много вариаций написано именно на народные темы. Но для вариаций на basso ostinato лучше взять другую тему: более короткую, без повторений и членения на отдельные фразы (проще её сочинить).

Дома обязательно сочините несколько однострочных мелодических вариаций на эту тему. А если захотите, попробуйте сочинить и фортепианные вариации на любую тему, в том числе и на свою собственную. Если получится хорошо, их можно будет выучить с преподавателем фортепиано и сыграть и на концерте, и на экзамене.



Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека и поэтому она является одним из прекрасных и очень сильных средств его внутреннего развития. Он переживает музыку так, как он мог бы переживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой - это возможность получения положительного жизненного опыта.

«Любая форма общения с музыкой учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушиваться и вдумываться в нее», - говорил известный педагог Д.Б. Кабалевский. Но самой активной и доступной, пробуждающей мысли и чувства формой общения с музыкой являются моменты, когда человек выступает в роли слушателя. Именно в эти минуты от него требуется наибольшее внимание, сосредоточенность и напряжение душевных сил. «Слушание» является основным видом музыкальной деятельности. И поэтому необходимо использовать любую возможность для того, чтобы сформировать музыкальный вкус, умение сравнивать, сопоставлять, различать и узнавать прослушанное.

Рафаэль. Парнас. Аполлон и музы.


Что можно услышать в музыке кроме самой музыки? Если спросить: что можно рассмотреть в картине художника? О чём можно прочесть в книге? Что можно увидеть в кинофильме? Во всех этих случаях ответ будет более или менее конкретным, потому что содержание этих произведений искусства вполне определённо. Оно отражает какую-нибудь сторону жизни людей, состояние окружающей их природы, его можно пересказать словами.


Но если представить себе выступление оркестра или исполнение музыкантом инструментальной пьесы. Правильно ли будет спросить: о чем они играют? Вопрос, не подходящий к музыке. Зачем же тогда, для чего и для кого звучит музыка? Конечно, для тех, кто её слушает. Значит, в музыке можно что-то услышать. Именно это и влечёт человека к ней.

Как и любое другое произведение искусства, музыка заставляет нас испытывать волнение, переживать порою какие-то необычные, сильные чувства. Если бы музыка была пустой игрой звуков, она не нашла бы душевного отклика, человек остался бы безразличным, равнодушным к ней. Значит, музыка содержит в себе нечто важное, значимое для человека, то есть она содержательна.

В чём же состоит и как проявляется эта содержательность? Прежде всего в том, что музыка способна передать то или иное душевное состояние человека, выразить его чувства, переживания. Иногда композитор посвящает слушателей в свой замысел. Тогда он тем или иным образом поясняет содержание произведения, например, даёт ему соответствующее название. Если содержание произведений для инструментов или оркестра передаётся в основном только выразительными средствами самой музыки, о которых я постараюсь рассказать отдельно, то в вокальных, театральных произведениях в этом уже участвуют и слово, и действие, и танец, и художественное оформление сцены.

А многое ли можно выразить с помощью одних только звуков? Что именно? Способны ли они нарисовать какую-либо картину, передать движение, поведать о жизни людей? Для этого нужно обратиться к самой музыке и постараться "расслышать" содержание, которое есть в каждом произведении.

Т.А. Чехова в своей работе предлагает следующие советы начинающим и не очень опытным слушателям:


1. На первых порах лучше выбрать короткие произведения, пока не выработан навык «слежения слухом» за звуками.

2. Для слушания необходимо выбирать сочинения и вокальной (для голоса), и инструментальной (для различных музыкальных инструментов) музыки. Следует помнить, что текст в вокальных произведениях помогает понять содержание, и произведения программной инструментальной музыки с определенным сюжетом, выраженном в названии сочинения, для восприятия легче и начинать приобретать опыт по слушанию музыки лучше с них.

3. Во время звучания необходимо внимательно следить за тем, что происходит в музыке от самого начала до самого конца, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду.


4. Время от времени следует обязательно возвращаться к прослушиванию знакомых произведений, чтобы научиться легко и быстро узнавать их, представлять их звучание мысленно («внутренним» голосом).


5. В некоторых случаях можно подобрать к услышанному подходящую по настроению иллюстрацию или нарисовать свою « музыкальную картину». Разбудить фантазию и воображение помогут и строчки литературных, особенно поэтических, произведений, которые можно в большом разнообразии найти у известных писателей и поэтов. Размышления над тем, почему именно эти, а не другие строки так созвучны музыкальным, также помогут услышать большее.

6. Некоторые музыкальные сочинения имеют одни и те же названия, но по своему настроению, чувствам бывают совершенно не похожи. В звучание таких произведений следует особенно вслушиваться, запоминать их и отмечать для себя эту несхожесть. (Попробовать различать характеры и образы).



П. Пикассо. Три музыканта

Для определения характера произведения, его эмоционально-образного восприятия можно для начала воспользоваться словарём эстетических эмоций, существующих в музыке как признаки характера звучания, который предлагает ученый, педагог и психолог В.Г.Ражников.

РАДОСТНО: весело, празднично, звонко, искрясь, бодро, живо, задорно, ярко, лучисто

ТОРЖЕСТВЕННО: величественно, победно, призывно, восторженно, грациозно, жизнеутверждающе

НЕЖНО: ласково, радушно, трогательно, приветливо, доверчиво, мило, беззлобно

СПОКОЙНО: мирно, безмятежно, добродушно, светло, прозрачно, доброжелательно

ВЗВОЛНОВАННО: тревожно, обеспокоенно

ТЯЖЕЛО: неуклюже, угловато

ГРОЗНО: динамично, трагично

ПОЭТИЧНО: мечтательно, напевно, душевно, трепетно, сердечно

Хорошим примером здесь может служить, скажем, альбом "Времена года" П.И. Чайковского. Где каждый месяц имеет свой характер и настроение. Звуковые картины природы, созданные талантливыми композиторами, можно сравнить с пейжами известных художников, с описанием красоты окружающего мира в поэзии. Пленительная лунная ночь, полная волшебного очарования, таинственная и загадочная, - таков образ пьесы "Лунный свет" К. Дебюсси. Неторопливое приближение утра передаёт вступление к опере Мусоргского - "Рассвет на Москве-реке".

Музыке доступен как мир сказочный, фантастический, так и реальный, в котором живут люди, происходят повседневные события, совершаются различные поступки. Как он представлен в музыке? В первом случае очень подходящими будут произведения русского композитора, музыкального сказочника, Римского-Корсакова. Например, его оперы "Сказка о царе Салтане", "Садко", "Снегурочка", "Золотой петушок", сюита "Шахерезада". Немало сказочных образов среди пьес Мусоргского, объединённых под общим названием "Картинки с выставки", Анатолия Лядова - сказочная картинка "Волшебное озеро".

И. Левитан. Лесное озеро

Способна ли музыка передать характер человека? Для начала можно познакомиться с персонажами из "Карнавала" немецкого композитора Шумана. Если сравнить музыкальные портреты Флорестана и Эвсебия, станет ясно, сколь они противоположны: Флорестан порывист, всегда в движении, тогда как Эвсебий спокоен, склонен к мечтательности. На карнавале мелькают и знакомые маски - угловатый, немного смешной Пьеро и лёгкий, с прыгающей походкой Арлекин.

Eusebius (from Carnaval) - Эвсебий

В музыкальной литературе известен и другой карнавал... Французский композитор Сен-Санс назвал его "Карнавал животных".

А в оркестровом произведении О. Мессиана "Пробуждение птиц" очень точно передаются разнообразные звучания летнего леса, наполненного голосами птиц, созданы портреты "лесных певцов".

У Антона Аренского есть сюита "Силуэты". В сюиту входят пять портретных зарисовок, написанных в изящно-непринужденной манере, привлекающих тонкостью и остроумием звуковых образов.

Может ли музыка дать представление о каком-либо событии? Из музыкального произведения можно узнать и о событиях далёкого прошлого. Одно из них запечатлел в музыке Римский-Корсаков. Его "Сеча при Керженце" - яркая картина жестокой битвы.

Слушать и слышать музыку - это разные вещи. Содержание музыки столь же богато и многообразно, как и содержание других видов искусства. Только раскрывается оно с помощью характерных именно для музыки выразительных средств. В отличие от звуков немузыкальных музыкальные звуки имеют точную высоту и определённую длительность. Кроме того, они могут иметь различную окраску, звучать громко или тихо, исполняться быстро или медленно. Мелодия и сопровождение к ней, лад и гармония, метр и ритм, регистр и тембр, динамика и темп - всё это и есть выразительные средства музыкального искусства. Научиться их слышать и различать, понимать язык музыки, на котором композитор обращается к слушателю, столь же необходимо, как и понимать литературный текст, средства живописи. Тогда содержание произведений музыкального искусства раскроется во всём своём богатстве.

Музыка появилась в моей жизни задолго до того, как я научился различать разные стили и направления, узнал о творчестве великих композиторов и музыкантов. Первой мелодией, которую я помню до сих пор, была мамина колыбельная. Когда слова заканчивались, мама тихо напевала ла-лала-ла-ла, и ее мелодичные напевы успокаивали меня и, наверняка, положили начало моему хорошему отношению к музыке. Потом были музыкальные спектакли и пьесы, любимые детские песни и первые кумиры.

Мой вкус менялся одновременно с возрастом, сегодня мне нравился рок, завтра поп-музыка, через неделю я готов был отдать последние деньги за записи известных рэперов, иногда под настроение слушал рэгги, а уроки делал под популярные песни, доносящиеся с радио-каналов. И всё время мне казалось, что без музыки мой мир будет несовершенным, как бывает отталкивающей холодная красота без теплой улыбки, или становится скучным море без шторма и белых барашек волн.

Музыка в моей жизни играет важную роль. Когда становится грустно, то я включаю какую-нибудь веселую и популярную песенку, незаметно начинаю ее напевать, и настроение повышается буквально через несколько минут. Интересно то, что одновременно с модными стилями музыки, которым отдают предпочтение мои сверстники, я люблю произведения известных композиторов-классиков. Звуки скрипки и фортепьяно пробуждают в моей душе смешанные чувства. С одной стороны, мне кажется, что я парю над облаками и предаюсь мечтам, вслушиваясь в легкие переливы, перезвон и сильные аккорды, а с другой - тревожная или трогательная мелодия затрагивает все струны души и вызывает слезы. Но такое настроение быстро проходит, потому что я понимаю, что музыкант отразил часть своего мира и своих переживаний и передал слушателям мысли и эмоции при помощи нот.

Классическая музыка, на мой взгляд, это искусство, открывающее целый мир страстей и эмоций, высоких чувств и благородных порывов. Она делает людей духовно богатыми и раскрашивает жизнь новыми и яркими красками. Талантливые музыканты, как никто другой, умеют выразить в музыке печаль и радость, легкость и разочарование, капризы природы или переживания, свойственные влюбленным. Если хорошую мелодию дополнить словами, то получается произведение, которое овладевает сердцами огромного количества людей, его долго помнят и прослушивают снова и снова, до тех пор пока каждое слово и каждый звук не обретет новый смысл.

(Картина Максимюк Иван. Вечерний блюз )

Музыка в моей жизни - это тот необходимый стимул, который помогает добиваться поставленных целей, постоянный проводник и искусный лекарь душевных ран. Каждое мое утро начинается с бодрого напева, а приходя домой после школы, я обязательно включаю что-нибудь новенькое из любимых исполнителей или переслушиваю старые и хорошо знакомые записи, каждая из которых связана с определенным моментом моей жизни или приятными воспоминаниями. Вот так и получается, что мой мир соткан из музыки, красивых песен и любимых мелодий.

Похожие публикации