"Урок крэкинга с помощью OllyDbg". Основы работы с OllyDebug, на примере «лечения» архиватора Настройка графической схемы

Состав дистрибутива

Каталог OllyDbg110 - дистрибутив, скачанный с сайта программы

Каталог OllyDbgHelpRus - переведенная на русский язык официальная справка по отладчику OllyDbg. Взято с сайтаhttp://cracklab.ru/


2. Описание программы (взято из Help -а к программе)

OllyDbg - 32-битный отладчик анализирующий на уровне ассемблера, с интуитивным интерфейсом. Особенно полезен, если исходный код - не доступен или когда Вы испытываете проблемы с компилятором.

Требования. Работает под Windows 95, 98, МЕ, NT или 2000, XP (не проверен на 100 %), на любом компьютере класса Pentium, но для удобной отладки Вам будет нужен по крайней мере процессор 300 мгц. OllyDbg требовательный к памяти. Если Вы собираетесь использовать дополнительные примочки (плагины), я рекомендую 128 или более Мбайт оперативной памяти.

Поддерживаемые процессоры: OllyDbg поддерживает все 80x86, Пентиум, MMX, 3DNow! , включая Athlon, команды SSE и соответствующие форматы данных. Но не поддерживает SSE2.

Настройка. Более чем 100 опцийуправляют работой программы.

Форматы Данных. Окна Дампа отображают данные во всех обычных форматах: HEX, ASCII, UNICODE, 16-и 32 разрядные целые/нецелые/hex числа, 32/64/80-bit с плавающей запятой, адресацию, дизассемблирование (MASM, IDEAL или HLA), PE заголовок или поток блока данных.

Справка . Этот файл содержит основную информацию, необходимую для понимания и использования Ollydbg. Если у вас есть справка по Windows API (win32.hlp, не включена по причинам авторских прав), Вы можете прикрепить её и получать мгновенную справку о системных вызовах.

Запуск приложения. Вы можете выбрать исполняемый файл в командной строке, выбрать в меню, перетащить файл в Ollydbg, перезапустить последнюю отлаживаемую программу или присоединиться к уже запущенному приложению. Ollydbg поддерживает текущую отладку. Инсталляция - не требуется, Вы можете запустить Ollydbg с гибкого диска!

ОтладкаDLL. С Ollydbg Вы можете делать отладку динамически подключаемые библиотеки (DLL). Ollydbg автоматически запускает маленький исполняемый файл, в который загружает библиотеку и позволяет Вам вызывать ее экспорт.

Отладка файлов с отладочной информацией. Ollydbg читает информацию об отладке в Форматах MICROSOFT и Borland. Эта информация включает исходный текст и названия функций, меток, глобальных и статических переменных. Поддержка динамических (стек) переменных и структур очень ограничена.

Подсветка Кода. Дизассемблер может подсвечивать различные типы команд (переходы, условные переходы,помещение и извлечение из стека, вызов процедур, возвраты, привилегированные и недопустимые) и различные операнды (общие, FPU/SSE или сегментные/системные регистры, операнды памяти в стеке или в другой памяти, константы). Вы также можете создавать пользовательские схемы подсветки.

Потоки. Ollydbg способен отлаживать многопоточные приложения. Вы можете переключаться из одного потока к другому, приостанавливать, возобновлять и уничтожать потоки или изменять их приоритет. Окно Потоков отображает ошибки для каждого потока (например, возвращают вызов к GetLastError).

Анализ. Анализатор - одна из наиболее значимых частей OllyDbg. Он распознает процедуры, циклы, переключатели, таблицы, константы и строки, внедренные в код, сложные конструкции, вызовы API-функций, число параметров функции, секции импорта и так далее. Анализ делает бинарный код более читаемым, облегчает отладку и уменьшает вероятность неверных истолкований и сбоев. Он не ориентируется на компилятор и работает одинаково хорошо с любой PE-программой. Вы можете улучшить результаты анализа, устанавливая подсказки.

Сканер объектов. OllyDbg сканирует модули объекта (файлы) или библиотеки (оба в форматах OMF И COFF), извлекает код, сегментирует и определяет их местонахождение его в отлаживаемой программе.

Сканер импортируемых библиотек. Некоторые DLL экспортируют свои символы только ординалами (ordinal), которые не очень удобны для восприятия для человеческого глаза. Если у Вас есть соответствующая библиотека импорта, OllyDbg переводит ординалы назад в символьные имена.

Полная поддержка UNICODE. Почти все операции, доступные для строк ASCII также доступны для строк UNICODE, и наоборот.

Имена. OllyDbg показывает все импортированные и экспортируемые символы и имена из информации об отладке и в форматах Microsoft и Borland. Сканер Объектов позволяет распознавать функции библиотек. Вы можете добавлять ваши собственные значения и комментарии. Если функции в некоторой DLLэкспортируются ординалами, Вы можете прикрепить библиотеку импорта и восстановить первоначальные имена. OllyDbg также знает символьные имена многих констант, подобно окнам сообщений, ошибкам кода или полям разрядов, и декодирует их в вызовы известных функций.

Известные функции. OllyDbg распознает по имени более чем 2300 часто используемых Cи и API функции Windows и декодирует их параметры. Вы можете добавить ваши собственные описания, или назначить определенное декодирование. Вы можете установить брейкпоинт с записью на известной функции и записать параметры в файл.

Вызовы. OllyDbg может прерывать выполнение приложения при обращении к стеку, даже когда информация об отладке недоступна, и процедуры используют нестандартные вступления и окончания.

Стек. В окне Stack, OllyDbg использует эвристику, чтобы распознать адреса возврата и структуру записи. Обратите внимание, однако, что они могут быть остатками от предыдущих вызовов. Если программа приостановлена на известной функции, окно стека декодирует фактические параметры.

SEHцепочки. Стек прослеживает и отображает цепочку SE хэндлов. Полная цепочка доступна в отдельном окне.

Поиск. Множество возможностей! Поиск команды (точный или неточный) или последовательности команд, для констант, бинарная или текстовая строка (не обязательно непрерывная), для всех команд, которые ссылаются на адрес, константу или адресный интервал, для всех переходов к выбранному местоположению, для всех функций, которые вызывают некоторую процедуру или того, что эта процедура вызывает, для всех упоминаемых текстовых строк, для всех вызовов различных модулей, для имен, для замаскированных бинарных последовательностей в целом распределении памяти. Если найдены множество местоположений, Вы можете быстро перемещаться между ними.

Окна. OllyDbg перечисляет все окна, создаваемые отлаживаемым приложением и устанавливает контрольные точки на окна, класс или даже выбранное сообщение или группу сообщений.

Ресурсы. Если API функция Windows ссылается на строковый ресурс, OllyDbg извлекает и показывает его. Поддержка других типов ограничена списком прикрепленных ресурсов, дампа и бинарного редактирования.

Контрольные точки (брейкпоинты). OllyDbg поддерживает все обычные виды контрольных точек: простые прерывания, условные прерывания, прерывания, которые записывают информацию (например, функциональные параметры) в журнал, контрольные точки на запись и доступ к памяти, аппаратные контрольные точки (только ME/NT/2000). В крайнем случае пошаговой отладки, INT3 контрольная точка может быть установлена на каждой команде в модуле. На процессоре 500 мгц под Windows NT, OllyDbg может обработать до 5000 прерываний в секунду.

Наблюдатели и инспекторы. Наблюдатели - выражения, оцениваемые каждый раз когда программа приостановлена. Вы можете использовать регистры, константы, адресные выражения, булевы и алгебраические операции любой сложности. Вы можете сравнивать ASCII и UNICODE строки. Инспекторы - это наблюдатели, которые содержат до 2 индексов и могут быть представлены как двумерная таблица, позволяющая декодировать массивы и структуры.

Обход динамической памяти. На Win95-основанных системах, OllyDbg составляет списки всех распределенных блоков динамической памяти.

Handles. На NT-основанных системах, OllyDbg составляет списки всех системных Handle, принадлежащих отлаживаемому приложению.

Выполнение. Вы можете выполнять программу пошагово, со входом в подпрограммы или выполнять их за один шаг. Вы можете выполнить программу до следующего возврата или до указанного местоположения, или анимировать выполнение. Когда приложение выполняется, Вы все еще имеете полный контроль над ним и можете просмотреть память, установить контрольные точки и даже изменять код "на лету". В любое время, Вы можете приостановить или перезапустить отлаживаемую программу.

Пошаговая отладка. Пошаговая отладка показывает какие команды или процедуры были выполнены до этого, позволяя Вам проверить все разветвления вашего кода. Пошаговая отладка устанавливает контрольную точку на каждой выбраной команде и удаляет ее, когда команда достигнута.

Прямая трассировка (Run tracе). Трассировка выполняет программу пошагово и записывает её выполнение в большой круговой буфер. Этот протокол содержит все регистры (кроме SSE), флаги и ошибки потока, сообщения и декодированные параметры известных функций. Вы можете сохранить оригинальные команды, которые облегчат отладку самоизменяемого кода. Вы можете определить условие прекращения отладки – введя интервал адресов, выражение или команду. Вы можете сохранить информации отладки в файл и сравнить два независимых выполнения программы. Трассировка позволяет обратно проанализировать хронологию выполнения в подробностях, миллионов команд.

Профилирование . Профилировщик вычисляет сколько раз некоторая команда встречается в буфере трассировки. С профилировщиком, Вы узнаете, выполнение какой части кода занимает больше всего времени.

Внесение исправлений. Встроенный ассемблер автоматически выбирает самый короткий возможный код. Бинарный редактор показывает данные одновременно в ASCII, UNICODE и шестнадцатеричной формах. Также доступны старые добрые копирование и вставка. Автоматическая резервная копия позволяет отменять изменения. Вы можете копировать изменения непосредственно в исполняемый файл, OllyDbg даже корректирует установленные ошибки. OllyDbg помнит все исправления программы в предыдущих сеансах отладки. Вы можете применить или удалить их несколькими нажатиями клавиш.

Самоизвлекаемыефайлы. При отладке SFX файла, Вы обычно хотите пропустить архиватор и остановиться при входе непосредственно в программу. OllyDbg осуществляет отладку SFX, пытаясь определить местонахождение реального входа. Отладка SFX обычно терпит неудачу на защищенных архивах. После того, как вход найден (или определен), OllyDbg может пропустить распакощик более быстро и надежно.

Дополнения к программе. Вы можете добавить примочку к OllyDbg, или написать ваше собственное дополнение к программе. Дополнения к программе обращаются ко всем важным структурам данных, добавляют меню и ярлыки к существующим окнам OllyDbg и используют более чем 100 добавочных API функций. Плагины API хорошо документированы. Стандартный дистрибутив включает два дополнения к программе: Командная строка и Закладки.

UDD. OllyDbg сохраняет всю программу - или связанную с модулем информацию в индивидуальном файле и восстанавливает ее, когда модуль загружается снова. Эта информация включает метки, комментарии, контрольные точки, наблюдатели, данные анализа, условия и так далее.

Настройка. Вы можете определить пользовательские шрифты, цвет и схемы подсветки.

И намного больше! Этот список вовсе не закончен, есть много особенностей, которые делают OllyDbg удобным и приятным отладчиком.

3. Сайт программы

Состав дистрибутива

Каталог OllyDbg110 - дистрибутив, скачанный с сайта программы

Каталог OllyDbgHelpRus - переведенная на русский язык официальная справка по отладчику OllyDbg. Взято с сайтаhttp://cracklab.ru/


2. Описание программы (взято из Help -а к программе)

OllyDbg - 32-битный отладчик анализирующий на уровне ассемблера, с интуитивным интерфейсом. Особенно полезен, если исходный код - не доступен или когда Вы испытываете проблемы с компилятором.

Требования. Работает под Windows 95, 98, МЕ, NT или 2000, XP (не проверен на 100 %), на любом компьютере класса Pentium, но для удобной отладки Вам будет нужен по крайней мере процессор 300 мгц. OllyDbg требовательный к памяти. Если Вы собираетесь использовать дополнительные примочки (плагины), я рекомендую 128 или более Мбайт оперативной памяти.

Поддерживаемые процессоры: OllyDbg поддерживает все 80x86, Пентиум, MMX, 3DNow! , включая Athlon, команды SSE и соответствующие форматы данных. Но не поддерживает SSE2.

Настройка. Более чем 100 опцийуправляют работой программы.

Форматы Данных. Окна Дампа отображают данные во всех обычных форматах: HEX, ASCII, UNICODE, 16-и 32 разрядные целые/нецелые/hex числа, 32/64/80-bit с плавающей запятой, адресацию, дизассемблирование (MASM, IDEAL или HLA), PE заголовок или поток блока данных.

Справка . Этот файл содержит основную информацию, необходимую для понимания и использования Ollydbg. Если у вас есть справка по Windows API (win32.hlp, не включена по причинам авторских прав), Вы можете прикрепить её и получать мгновенную справку о системных вызовах.

Запуск приложения. Вы можете выбрать исполняемый файл в командной строке, выбрать в меню, перетащить файл в Ollydbg, перезапустить последнюю отлаживаемую программу или присоединиться к уже запущенному приложению. Ollydbg поддерживает текущую отладку. Инсталляция - не требуется, Вы можете запустить Ollydbg с гибкого диска!

ОтладкаDLL. С Ollydbg Вы можете делать отладку динамически подключаемые библиотеки (DLL). Ollydbg автоматически запускает маленький исполняемый файл, в который загружает библиотеку и позволяет Вам вызывать ее экспорт.

Отладка файлов с отладочной информацией. Ollydbg читает информацию об отладке в Форматах MICROSOFT и Borland. Эта информация включает исходный текст и названия функций, меток, глобальных и статических переменных. Поддержка динамических (стек) переменных и структур очень ограничена.

Подсветка Кода. Дизассемблер может подсвечивать различные типы команд (переходы, условные переходы,помещение и извлечение из стека, вызов процедур, возвраты, привилегированные и недопустимые) и различные операнды (общие, FPU/SSE или сегментные/системные регистры, операнды памяти в стеке или в другой памяти, константы). Вы также можете создавать пользовательские схемы подсветки.

Потоки. Ollydbg способен отлаживать многопоточные приложения. Вы можете переключаться из одного потока к другому, приостанавливать, возобновлять и уничтожать потоки или изменять их приоритет. Окно Потоков отображает ошибки для каждого потока (например, возвращают вызов к GetLastError).

Анализ. Анализатор - одна из наиболее значимых частей OllyDbg. Он распознает процедуры, циклы, переключатели, таблицы, константы и строки, внедренные в код, сложные конструкции, вызовы API-функций, число параметров функции, секции импорта и так далее. Анализ делает бинарный код более читаемым, облегчает отладку и уменьшает вероятность неверных истолкований и сбоев. Он не ориентируется на компилятор и работает одинаково хорошо с любой PE-программой. Вы можете улучшить результаты анализа, устанавливая подсказки.

Сканер объектов. OllyDbg сканирует модули объекта (файлы) или библиотеки (оба в форматах OMF И COFF), извлекает код, сегментирует и определяет их местонахождение его в отлаживаемой программе.

Сканер импортируемых библиотек. Некоторые DLL экспортируют свои символы только ординалами (ordinal), которые не очень удобны для восприятия для человеческого глаза. Если у Вас есть соответствующая библиотека импорта, OllyDbg переводит ординалы назад в символьные имена.

Полная поддержка UNICODE. Почти все операции, доступные для строк ASCII также доступны для строк UNICODE, и наоборот.

Имена. OllyDbg показывает все импортированные и экспортируемые символы и имена из информации об отладке и в форматах Microsoft и Borland. Сканер Объектов позволяет распознавать функции библиотек. Вы можете добавлять ваши собственные значения и комментарии. Если функции в некоторой DLLэкспортируются ординалами, Вы можете прикрепить библиотеку импорта и восстановить первоначальные имена. OllyDbg также знает символьные имена многих констант, подобно окнам сообщений, ошибкам кода или полям разрядов, и декодирует их в вызовы известных функций.

Известные функции. OllyDbg распознает по имени более чем 2300 часто используемых Cи и API функции Windows и декодирует их параметры. Вы можете добавить ваши собственные описания, или назначить определенное декодирование. Вы можете установить брейкпоинт с записью на известной функции и записать параметры в файл.

Вызовы. OllyDbg может прерывать выполнение приложения при обращении к стеку, даже когда информация об отладке недоступна, и процедуры используют нестандартные вступления и окончания.

Стек. В окне Stack, OllyDbg использует эвристику, чтобы распознать адреса возврата и структуру записи. Обратите внимание, однако, что они могут быть остатками от предыдущих вызовов. Если программа приостановлена на известной функции, окно стека декодирует фактические параметры.

SEHцепочки. Стек прослеживает и отображает цепочку SE хэндлов. Полная цепочка доступна в отдельном окне.

Поиск. Множество возможностей! Поиск команды (точный или неточный) или последовательности команд, для констант, бинарная или текстовая строка (не обязательно непрерывная), для всех команд, которые ссылаются на адрес, константу или адресный интервал, для всех переходов к выбранному местоположению, для всех функций, которые вызывают некоторую процедуру или того, что эта процедура вызывает, для всех упоминаемых текстовых строк, для всех вызовов различных модулей, для имен, для замаскированных бинарных последовательностей в целом распределении памяти. Если найдены множество местоположений, Вы можете быстро перемещаться между ними.

Окна. OllyDbg перечисляет все окна, создаваемые отлаживаемым приложением и устанавливает контрольные точки на окна, класс или даже выбранное сообщение или группу сообщений.

Ресурсы. Если API функция Windows ссылается на строковый ресурс, OllyDbg извлекает и показывает его. Поддержка других типов ограничена списком прикрепленных ресурсов, дампа и бинарного редактирования.

Контрольные точки (брейкпоинты). OllyDbg поддерживает все обычные виды контрольных точек: простые прерывания, условные прерывания, прерывания, которые записывают информацию (например, функциональные параметры) в журнал, контрольные точки на запись и доступ к памяти, аппаратные контрольные точки (только ME/NT/2000). В крайнем случае пошаговой отладки, INT3 контрольная точка может быть установлена на каждой команде в модуле. На процессоре 500 мгц под Windows NT, OllyDbg может обработать до 5000 прерываний в секунду.

Наблюдатели и инспекторы. Наблюдатели - выражения, оцениваемые каждый раз когда программа приостановлена. Вы можете использовать регистры, константы, адресные выражения, булевы и алгебраические операции любой сложности. Вы можете сравнивать ASCII и UNICODE строки. Инспекторы - это наблюдатели, которые содержат до 2 индексов и могут быть представлены как двумерная таблица, позволяющая декодировать массивы и структуры.

Обход динамической памяти. На Win95-основанных системах, OllyDbg составляет списки всех распределенных блоков динамической памяти.

Handles. На NT-основанных системах, OllyDbg составляет списки всех системных Handle, принадлежащих отлаживаемому приложению.

Выполнение. Вы можете выполнять программу пошагово, со входом в подпрограммы или выполнять их за один шаг. Вы можете выполнить программу до следующего возврата или до указанного местоположения, или анимировать выполнение. Когда приложение выполняется, Вы все еще имеете полный контроль над ним и можете просмотреть память, установить контрольные точки и даже изменять код "на лету". В любое время, Вы можете приостановить или перезапустить отлаживаемую программу.

Пошаговая отладка. Пошаговая отладка показывает какие команды или процедуры были выполнены до этого, позволяя Вам проверить все разветвления вашего кода. Пошаговая отладка устанавливает контрольную точку на каждой выбраной команде и удаляет ее, когда команда достигнута.

Прямая трассировка (Run tracе). Трассировка выполняет программу пошагово и записывает её выполнение в большой круговой буфер. Этот протокол содержит все регистры (кроме SSE), флаги и ошибки потока, сообщения и декодированные параметры известных функций. Вы можете сохранить оригинальные команды, которые облегчат отладку самоизменяемого кода. Вы можете определить условие прекращения отладки – введя интервал адресов, выражение или команду. Вы можете сохранить информации отладки в файл и сравнить два независимых выполнения программы. Трассировка позволяет обратно проанализировать хронологию выполнения в подробностях, миллионов команд.

Профилирование . Профилировщик вычисляет сколько раз некоторая команда встречается в буфере трассировки. С профилировщиком, Вы узнаете, выполнение какой части кода занимает больше всего времени.

Внесение исправлений. Встроенный ассемблер автоматически выбирает самый короткий возможный код. Бинарный редактор показывает данные одновременно в ASCII, UNICODE и шестнадцатеричной формах. Также доступны старые добрые копирование и вставка. Автоматическая резервная копия позволяет отменять изменения. Вы можете копировать изменения непосредственно в исполняемый файл, OllyDbg даже корректирует установленные ошибки. OllyDbg помнит все исправления программы в предыдущих сеансах отладки. Вы можете применить или удалить их несколькими нажатиями клавиш.

Самоизвлекаемыефайлы. При отладке SFX файла, Вы обычно хотите пропустить архиватор и остановиться при входе непосредственно в программу. OllyDbg осуществляет отладку SFX, пытаясь определить местонахождение реального входа. Отладка SFX обычно терпит неудачу на защищенных архивах. После того, как вход найден (или определен), OllyDbg может пропустить распакощик более быстро и надежно.

Дополнения к программе. Вы можете добавить примочку к OllyDbg, или написать ваше собственное дополнение к программе. Дополнения к программе обращаются ко всем важным структурам данных, добавляют меню и ярлыки к существующим окнам OllyDbg и используют более чем 100 добавочных API функций. Плагины API хорошо документированы. Стандартный дистрибутив включает два дополнения к программе: Командная строка и Закладки.

UDD. OllyDbg сохраняет всю программу - или связанную с модулем информацию в индивидуальном файле и восстанавливает ее, когда модуль загружается снова. Эта информация включает метки, комментарии, контрольные точки, наблюдатели, данные анализа, условия и так далее.

Настройка. Вы можете определить пользовательские шрифты, цвет и схемы подсветки.

И намного больше! Этот список вовсе не закончен, есть много особенностей, которые делают OllyDbg удобным и приятным отладчиком.

3. Сайт программы

Практически в каждой современной интегрированной среде разработки для Windows присутствует отладчик. Ничего удивительного здесь нет - половину своей профессиональной жизни программист проводит в отладке, поэтому производители сред разработки - коммерческих или бесплатных - снабжают свою продукцию этими немаловажными инструментами. Однако до сих пор не вымерли и отдельно стоящие, не зависящие ни от какой среды отладчики. Яркий пример тому - "герой" данной статьи отладчик OllyDbg.

Сайт программы располагается по адресу www.ollydbg.de . Размер дистрибутива OllyDbg достаточно невелик, особенно если посмотреть на возможности этого отладчика. А возможности достаточно неплохие, и, думаю, прочитав эту статью до конца, вы со мной согласитесь.


Возможности

Во-первых, серьёзным плюсом является графический пользовательский интерфейс - то есть программа обладает полноценными окнами, с которыми мы привыкли работать в Windows. На первый взгляд, это может показаться смешным, но на самом-то деле далеко не все отладчики до сих пор обзавелись полноценным графическим интерфейсом. Не знаю, конечно, как вам, но мне приятнее и удобнее работать с программой, имеющей графический интерфейс, нежели с той, которая имеет DOS-подобный консольный. Конечно, в ряде случаев последний предпочтительнее, но таких случаев всё же меньшинство. Причём стоит отметить, что настроек интерфейса в OllyDbg очень много, так что "под себя" подогнать можно цвет фона, шрифты, а также многое другое.

Второй немаловажный параметр, характеризующий отладчики, - поддерживаемые процессорные архитектуры и расширения. Что это значит? Это значит, что старый отладчик может не справиться с новой программой, потому что не будет знать всех команд процессора, которые эта программа использует. OllyDbg в этом плане не бежит впереди планеты всей, но поддерживает множество широко используемых фирмами Intel и AMD технологий: MMX, 3DNow!, Athlon extensions, SSE.

Поддерживаются форматы отладочной информации Microsoft (COFF) и Borland (OMF). Дампы памяти можно также выводить в разных форматах: шестнадцатеричном, текстовом (в кодировках ANSI или Unicode), в виде адресов памяти, а также в некоторых других, менее распространённых форматах.

Приятной особенностью является возможность отладки динамически компонуемых библиотек (DLL). Отладчик сам запускает вызывающее функции из DLL приложения и отслеживает все вызовы библиотеки. Причём если функции экспортируются не в именованном виде, а в индексном (ordinal), то OllyDbg восстанавливает вид функции по передаваемым ей параметрам. Кстати, отладчик умеет не только запускать приложения под своим надзором, но и присоединяться к уже запущенным. Отлаживать можно не только простые, но и многопоточные приложения. Причём с потоками в OllyDbg можно работать достаточно полно: добавлять или удалять потоки, переключаться с одного на другой. Каждый поток отлаживается в своём собственном окне, так что путаницы и мешанины, по идее, не возникает.

Встроенный в OllyDbg анализатор - наиболее значимая, по словам разработчиков, часть их детища. Анализатор распознаёт в отлаживаемой программе циклы, условные переходы, а также константы и строки, внедрённые программистом прямо в код программы, "хитроумные" конструкции (которыми особенно славятся C-программисты), вызовы API-функций, импортируемые функции и прочее. Анализатор делает двоичный код более читабельным, облегчает отладку, уменьшает вероятность неправильного дизассемблирования. При этом анализатор не ориентируется на какой-то один компилятор и может быть одинаково полезен при отладке любого 32-битного Windows-приложения. При распознавании функций анализатор для ускорения процесса использует таблицу, содержащую имена и аргументы более 2300 наиболее часто используемых функций стандартной библиотеки C и Windows API. Впрочем, таблицу можно самостоятельно пополнить.

Большие возможности программисту OllyDbg предоставляет в области поиска: можно искать одну процессорную команду или же целую их последовательность, константы, двоичную или текстовую последовательность байтов. Можно задать поиск команд, соответствующих какому-то адресу или диапазону адресов памяти; поиск функций, которые вызывают какую-либо другую функцию, или обращаются к какому-то определённому модулю. Если в ходе поиска найдено несколько мест в программе, соответствующих заданным условиям поиска, OllyDbg выводит их полный список, позволяющий быстро переключаться между ними.

Отладчик следит за всеми окнами, которые создаёт приложение, и помещает их в список. Таким образом, можно следить за всеми сообщениями, которые получает от системы данное окно. Удобно организована работа со строковыми ресурсами, которые можно отслеживать и изменять, не отрываясь от процесса отладки. Работа с другими типами ресурсов более ограничена: их можно просматривать и изменять только в двоичном виде.

OllyDbg поддерживает работу со всеми возможными видами точек останова (breakpoints). В исключительных случаях можно задать вызов прерывания INT 3 для остановки выполнения приложения после каждой команды в отлаживаемом модуле. Кроме точек останова, поддерживается просмотр значений в регистрах и по конкретным адресам памяти. Помимо всего этого, в операционных системах на базе ядра Windows NT OllyDbg может отслеживать все дескрипторы (handles), используемые отлаживаемым приложением. Под Win9x этого делать он не умеет, зато там можно следить за размещёнными в куче блоками памяти.

Помимо непосредственно отладчика, в OllyDbg есть встроенный профилировщик - инструмент проверки скорости работы кода. Обычно этот инструмент предлагается отдельно от отладчика, однако подход, использованный разработчиком OllyDbg, мне кажется более разумным, поскольку профилировка и отладка часто неразделимы.

Интересной особенностью программы является поддержка работы с самораспаковывающимися архивами. Если в качестве отлаживаемого файла указать самораспаковывающийся архив с другим исполняемым файлом внутри, OllyDbg должен начать отладку не самораспаковщика, а того файла, который будет распакован им.

Также полезной и интересной особенностью OllyDbg является поддержка плагинов, которые подключаются к отладчику и расширяют его функциональность. В стандартную поставку входят плагины для работы с закладками и командной строкой. Впрочем, на сайте OllyDbg можно найти SDK (Software Development Kit - комплект для разработки программного обеспечения), с помощью которого можно создать свой плагин, реализующий недостающие возможности.


Сфера применения

Как я уже говорил, а вы, должно быть, и без меня знаете, в каждой современной среде разработки присутствует собственный отладчик. И, тем не менее, зачем-то же автор OllyDbg, некто Oleh Yuschuk, занялся разработкой отдельного отладчика и довёл её, разработку, до победного конца.

Дело, прежде всего, в том, что отладчик, встроенный в среду разработки, предназначен для отладки тех программ, которые созданы именно в этой среде. Такой отладчик специально "затачивается" под конкретный язык программирования и конкретный компилятор. И отладка в 99,9% случаев происходит при наличии у программиста исходного текста программы. OllyDbg одинаково подходит для всех Win32-приложений и предназначен, в основном, для отладки тех приложений, исходный текст которых отсутствует. По большому счёту, для такой отладки совсем даже и не нужно знать, на чём программа написана. Именно этой направленностью и объясняется присутствие в OllyDbg средств для изменения исполняемого файла.

Сама по себе задача отладки программы без исходных текстов может возникать в ряде случаев. Например, самый простой - когда тексты программы по причине банального разгильдяйства или атаки злобных вирусов были утеряны. Тогда, если остался более-менее стабильный исполняемый файл, можно завершить его отладку без исходных текстов и выпустить продукт в заданный срок. Как вариант первого случая, бывает, что в какой-то используемой программой DLL-библиотеке обнаруживаются баги, а исходный текст библиотеки недоступен. Либо, опять-таки, утерян, либо поставщик библиотеки, если она написана кем-то со стороны, просит за него слишком много денег. Тогда не остаётся ничего (особенно, если баги злобные, и появление новых версий библиотеки никоим образом не предвидится), кроме как отлаживать уже имеющийся на руках исполняемый файл.

Ну и, конечно, самый частый вариант отладки без исходного текста - это взлом. Формально это может считаться отладкой, поскольку для того, чтобы бороться с защитой коммерческой программы, нужно хорошо понимать, как эта защита работает. На разработчика тут надежды мало: вряд ли он расскажет взломщику, как оптимально быстро и качественно сломать защиту его собственной программы и лишить себя, любимого, честно заслуженных денег. И, хотя разработчик OllyDbg и просит в лицензионном соглашении не использовать этот отладчик в незаконных целях, вряд ли большинство взломщиков обратит на эти тщетные мольбы хоть какое-нибудь внимание. Тем более, некоторые возможности OllyDbg просто таки подарок для взломщика: например, работа с самораспаковщиками позволяет упростить взлом программ , защита которых основана на них. Конечно, нельзя утверждать, что OllyDbg пригодится только тем, кто будет использовать его незаконно, но, думаю, такие пользователи у этой программы имеются, и их не так уж и мало.

Тем не менее, я призываю всех, кто заинтересовался этим отладчиком, не использовать его в незаконных целях - максимум для исследования защиты программ с целью написания собственной качественной защиты.


Выводы/Резюме

В целом, конечно, OllyDbg нужен далеко не всем программистам и далеко не каждый день, однако бывают случаи, когда нужно выбирать отладчик, и именно тогда нужно вспомнить о плюсах OllyDbg. Хотя множество программистов во всём мире используют GNU Debugger (GDB), однако перед ним у OllyDbg есть преимущества.

Во-первых, это родной для Windows графический интерфейс. Хотя у GDB тоже есть приспособления для работы в оконном, а не консольном режиме, они, как правило, далеко не полностью реализуют функциональность консольной версии. Кроме того, поскольку GDB - вещь кроссплатформенная, есть проблемы с совместимостью с форматами отладочной информации Win32-компиляторов. Фактически, GBD идеально совместим только с GNU-компиляторами (то есть, для Windows это MinGW - Minimalist GNU for Windows). Кроме этого, ориентирован он на отладку программ, написанных на C/C++, поэтому им не так удобно отлаживать программы, написанные на других языках. OllyDbg не имеет таких минусов, о его основных возможностях я уже рассказал раньше. Так что, думаю, среди отдельно стоящих бесплатных отладчиков для Win32 OllyDbg - лучший.

Вадим СТАНКЕВИЧ

Введение в крэкинг с нуля, используя OllyDbg - Глава 1 — Архив WASM.RU

Целью данного «Введения в крэкинг с нуля, используя OllyDbg», является дать тем, кто только начал осваивать искусство крэкнинга, базовые знания и, вместе с тем, сделать это так, чтобы эти знания позволили в дальнейшем читать и понимать более продвинутые туториалы – такие, которые можно встретить в «Новом курсе от CracksLatinos», который, разумеется, остаётся открытым для новых добавлений и пополнений.

Идея создания курса родилась из-за того, что многие туториалы в «Новом курсе от CracksLations» оказывались слишком сложными для новичков, и те, не сумев достигнуть нужного уровня, оказывались разочарованными и во многих случаях отказывались продолжать. Поэтому целью данного «Введения...» является не повторение прекрасных туториалов из «Нового курса...», число которых уже перевалило за 500, но заложить основу, чтобы те, кто закончит данный курс, смогли читать более сложные пособия. Это, как и всё в нашем ремесле, требует значительных усилий, и главной задачей является сократить их количество, дав базовые знания и позволив в дальнейшем понимать более сложный материал.

Почему OLLYDBG?

Мы не будем здесь рассуждать о вечном противостоянии Soft-Ice против OllyDbg, думаю, что даже фанатики от Soft-Ice признают, что проще начать с OllyDbg, так как о нём много информации и его проще изучать. Нам нужно войти в мир крэкинга через дверь под названием «OllyDbg», а уже потом тот, кому нужно, сможет перейти на любой другой отладчик, который потребуется, так как меняются лишь их способы использования, но суть остаётся неизменной.

Начнём с начала

Сначала нужно вооружиться инструментом, который мы собираемся в основном использовать, для чего кликните и скачайте его.

Поскольку мы начинаем с нуля, то для начала нам нужно распаковать скачанный архив в такую папку на жёстком диске, до которой можно легко добраться. Хорошей идеей будет создать папку на диске C:/. Хотя будет работать и в любом другом месте, я буду исходить из того, что выбран диск C:/.

После того, как файл был распакован, заходим в созданную папку и видим:

В ней находится исполняемый файл OLLYDBG.exe, который нам и нужно запустить и ярлык которого я для удобства сделал на своём рабочем столе.

Ок, всё готово к запуску. Кликаем на OllyDbg:

Перед нами повляется сообщение о том, что DLL, находящаяся в библиотеке, старше, чем такая же системная DLL, и если выберем «Да», то тогда старая DLL будет стёрта из папки, а использоваться будет системная. Хотя я не вижу особых различий между этими двумя, тем не менее, предпочитаю ту, которая идёт с дистрибутивом, и поэтому всегда нажимаю «Нет».

Это чистый OllyDbg, и первой программой, которую мы откроем только для того, чтобы ознакомиться с OllyDbg, станет знаменитый CrackMe CrueHead’а, который приложен к данному туториалу.

Чтобы открыть файл в OllyDbg, идём в File -> Open или нажимаем на иконку:

Откроется окно, с помощью которого можно найти нужный файл, в данном случае это crackme CrueHead’а.

Откроется вышеупомянутый crackme, и на данный момент неважно, что совершенно непонятно, что означает открывшийся нам вид – пока мы только пройдёмся по различным частям и функциям OllyDbg и некоторым настройкам, чтобы когда в последующих туториалах будет написано, скажем, «зайдите в DUMP», вы, по крайней мере, знали, где находится эта опция.

Здесь мы рассмотрим четыре части главного окна OllyDbg:

1) Дизассемблированный код

Также называется листингом. Тут Олли показывает нам дизассемблированный код программы, которую мы собираемся отлаживать; по умолчанию Олли сконфигурирована так, чтобы анализировать программу при её открытии. Это можно изменить в Options -> DEBUGGING OPTIONS.

То есть, если отмечена галочка «AUTO START ANALISIS OF MAIN MODULE», OllyDbg проанализирует программу и покажет о ней дополнительную информацию.

Это начало проанализированного листинга крэкми CrueHead’а, и если мы откроем его без анализа, то сможем увидеть разницу.

В окне анализа содержится множество информации, которая, несмотря на то, что пока нам не очень понятна, выглядит весьма интересной. В то же время приятно знать, что её можно в любой момент убрать, если анализ оказался не слишком точным или в него закралась какая-то ошибка.

Зачастую OllyDbg отображает некоторые части программы некорректно, так как ошибочно интерпретирует исполняемый код как данные, и тогда она отображает примерно следующее:

В этом случае можно вручную убрать анализ, кликнув на листинге правой кнопкой мыши и выбрав «ANALISIS -> REMOVE ANALYSIS FROM MODULE».

И тогда листинг отобразится корректно.

Другой опцией, которой вы можете воспользоваться для облегчения раобты и которая мне лично не очень нравится (но вкусы бывают разные), является подсветка jump (переходов) и call (вызовов) – кликните на листинге правой кнопкой мыши и выберите «APPEARENCE -> HIGHLIGHTING -> JUMPS AND CALLS».

Получится следующее:

Здесь мы видим, что call’ы подсвечены лазурным цветом, а переходы – жёлтым.

Теперь листинг стал более читаемым, но пока у нас нет ни малейшей идеи, что это означает, но хорошо иметь инструмент подготовленным к дальнейшему использованию.

2) Регистры

Второе важное окно – это окно регистров.

Вспомним, что окно регистров находится в самой правой части OllyDbg, и там отображается значительное количество информации.

Есть значительно больше информации, которую мы не видим, но можно устанавливать режим отображения в три состояния («VIEW FPU REGISTERS» – отображать FPU-регистры, «VIEW 3D NOW REGISTERS» – отображать “3D NOW”-регистры и «VIEW DEBUG REGISTERS» – отображать отладочные регистры). По умолчанию отображаются первые.

3) Стек или «куча»

Теперь переходим к «стеку или куче». Здесь не слишком много конфигурационных опций – разве что возможность отобразить информацию, касающуюся регистров ESP и EBP.

По умолчанию стоить режим отображения информации, связанной с ESP (и он же является самым полезным), но его можно сменить на режим отображения информации, связанной с EBP, для чего необходим кликнуть в этом окне правой кнопкой мыши и выбрать пункт «GO TO EBP», а дальнейшее использование пункта «GO TO ESP» вернёт нас в прежний режим.

В дальнейших главах я объясню подробнее функциональность стека, но пока мы рассматриваем только то, что можно изменить с помощью конфигурации.

4) Дамп

У окно дампа есть много режимов отображения, которые можно менять, кликнув правую кнопку мыши в окне дампа и выбрав тот, который нужен. По умолчанию используется используется режим 8-ми байтовый Hex/ASCII.

Режим, используемый по умолчанию, также является и чаще всего используемым, но вместе с тем, у нас есть возможность изменять его на показ дизассемблированного кода (DISASSEMBLE), текста (TEXT) и других форматов (SHORT, LONG, FLOAT).

И, накоец, опция SPECIAL -> PE HEADER, которая, как мы это увидим в ближайших главах, может быть очень полезной.

Теперь мы знаем основные части главного окна OllyDbg, но есть ещё окна, которые недоступны напрямую, но могут быть вызваны как через меню, так и через кнопки на панели управления.

Рассмотрим каждую из них.

Кнопка L или VIEW->LOG показывает нам то, что OllyDbg пишет в окне лога. Его можно сконфигурировать на отображение различного рода информации, а по умолчанию в окне лога сохраняется вся информация о запуске, а также информация, связанная с «BREAKPOINTS CONDICIONAL LOGS» (условными логами точек останова). С последней мы встретимся гораздо позднее, а пока давайте посмотрим информацию о запущенном процессе (в нашем случае это крэкми CrueHead’а) и библиотеках, которые он загружает.

Одна из самых главных опций данного окна – это ведение лога в файле на тот случай, если мы хотим сохранять информацию в текстовом файле. Чтобы активировать эту опцию, нажмите на правую кнопку мыши и выберите «LOG TO FILE».

Кнопка E или VIEW->EXECUTABLES показывает нам список модулей, которые использует программа: exe, dll, ocx и прочие.

Здесь также правая кнопка мыши вызывает множество опций, которые пока мы смотреть не будем, но которые мы уже видели при исследовании главного окна OllyDbg.

Кнопка M или VIEW->MEMORY отображает память, занятую нашей программой. Здесь мы видим секции приложения, библиотеки, использующиеся процессом, стек и различные секции, занятые системой, и зачастую программы в процессе выполнения занимают новые секции памяти.

Кликнув правой кнопкой мыши можем сделать SEARCH в памяти, чтобы найти в ней строки различных родов (текстовые, шестнадцатиричные, юникодовые), также есть возможность подстветить точки останова в секциях, равно как и возможность изменить права доступа к последним (выберите SET ACCESS).

Кнопка T или VIEW->THREADS показывает нам список нитей (потоков) программы.

Хотя сейчас мы не знаем что это такое, а узнаем это лишь в последующих главах, ознакомиться с каждым из окон лишним не будет. Пользоваться ими мы научимся позднее.

Кнопка W или VIEW->WINDOWS отображает нам окна программы, но поскольку она ещё не выполняется, то и список окон остаётся пустым.

Кнопка H или VIEW->HANDLES отображает хэндлы, позже я объясню, для чего они служат.

Кнопка C или VIEW->CPU возвращает нас к главному окно OllyDbg.

Кнопка / или VIEW->PATCHES показывает список наложенных патчей, если программа была изменена. Поскольку пока никаких изменений не вносилось, сейчас окно остаётся пустым.

Кнопка K или VIEW->CALL STACK отображает «call stack», списко вызовов, которые нам встретились до того места, где программа остановилась.

Кнопка B или VIEW->BREAKPOINTS вызывает список обычных точек останова, расположенных в программе. Здесь нет ни точек останова аппаратного обеспечения, ни точек останова памяти, только обычные.

Кнопка R или VIEW->REFERENCES показывает окно ссылок, полученных нами в результате поиска ссылок в Олли.

Кнопка «…» или VIEW->RUN TRACE отображает результат выполнения команды RUN TRACE. Здесь мы также можем выбрать опцию LOG TO FILE), чтобы сохраненить результаты трассировки в текстовом файле.

Мы рассмотрели панель с самыми важными кнопками, чтобы вы были знакомы с возможностями, которые они предоставляют, когда мы начнём их более глубокое изучение в последующих главах.

Как сконфигуровать OllyDbg стала JIT (JUST IN TIME DEBUGGER)

Конечно, мы не будем всё время использовать JIT, а только в специальных случаях, так как если случится ошибка с какой-либо запущенной программой на нашей машине, то нам совсем не нужно, чтобы использовалась Олли (по умолчанию в качестве JIT используется dr.watson).

Чтобы сделать OllyDbg JIT-отладчиком, нужно перейти в OPTIONS->JUST IN TIME DEBUGGING

и нажать последовательно кнопки MAKE OLLYDBG JUST IN TIME DEBUGGER y DONE

Чтобы убрать эту функцию, нужно в том же месте нажать на RESTORE JUST IN TIME DEBUGGER и DONE.

Подключение плагинов в OllyDbg

OllyDbg позволяет подключать плагины, которые могут оказаться полезными для решения той или иной задачи. Пока мы ограничимся подключением плагина COMMAND BAR, чтобы научиться как это делать.

Скачиваем данный плагин отсюда (ссылка, указанная в оригинальной статье, умерла, поэтому я скачал плагин из инета и разместил её на wasm.ru - прим.пер. ).

После этого распаковываем плагин и смотрим содержимое папки, где это было сделано:

Прежде всего нужно создать папку для плагинов. Я создам её на C:/ и назову PLUGINS.

Разумеется, плагины могут находиться где угодно, но мне нравится размещать всё на C. Как бы то ни было, теперь мы должны сконфигурировать OllyDbg, чтобы она распознавала эту папку как местонахождение всех плагинов.

Для этого идём в OPTIONS->APPEARANCE.

И в открывшемся окне открываем вкладку DIRECTORIES.

Видим, что в качестве пути к плагинам указана директория, где находится сам OllyDbg.exe, и можно было бы помещать плагины туда, но мне нравится держать их отдельно, и тогда нажимем на PLAGIN PATH->BROWSE, чтобы найти созданную нами папку.

Выбираем папку PLUGINS и сохраняем изменения.

То есть нужно перезапустить Олли, чтобы она признала новую папку с плагинам, но сначала следует скопировать в последнюю скачанный плагин.

Копируем всё содержимое архива в папку PLUGINS.

Теперь все файлы плагина «Command Bar» находятся в папке PLUGINS, в неё же следует помещать и остальные (зачастую можно копировать не все файлы в архиве, а только dll).

Теперь закрываем OllyDbg, если она всё ещё была закрыта, и запускаем по новой. Видим, что в меню PLUGINS появился COMMAND BAR и его опции.

В нижней части OllyDbg видим установленный COMMAND BAR.

Это текстовое поле для ввода команд, которые нам могут пригодиться во многих случаях, и позднее мы увидим их применение, а пока важно научиться подключать плагины.

Чтобы деинсталлировать PLUGIN достаточно просто стереть соответствующую dll из папки PLUGINS и перезапустить OllyDbg, и плагин исчезнет. Вместе с тем, благоразумно всегда держать COMMAND BAR включённым.

Снова открываем крэкми CrueHead’в в OllyDbg.

Наиболее полезные клавиши в OllyDbg следующие:

F7: Выполняет одну строку кода (если находимся на CALL, то переходим внутрь вызванного участка кода)

F8: Выполняет одну строку кода (если находимся на CALL, то просто выполняет вызов без перехода внутрь и переходит на следующую за CALL строку).

Это два вида ручной трассировки очень разные и в каких случаях использовать каждую из них мы рассмотрим позже.

F2: устанавливает обычную точку останова на отмеченной линии. Чтобы убрать эту точку останова, надо ещё раз нажать F2.

Например:

Хотим установить точку установа в позиции 40101A, поэтому отмечаем эту линию с помощью мыши.

С помощью одного клика мыши она помечается и становится серого цвета как на картинке. Затем нажимаем F2.

Видим, что соответствующая позиция в первой колонке становится красной, что говорит о том, что здесь есть точка останова. Нажав F2 ещё раз можно её убрать.

F9: Запускает программу, которая будет выполняться до тех пор, пока не встретить точку останова, не совершиться какое-либо исключение или же просто прекратит работу по каким-либо причинам. Когда программа запущена, в нижнем правом угле OllyDbg отображается слово RUNNING.

Запустив крэкми CrueHead’а, мы увидим следующее:

Чтобы временно прекратить выполнение программы, нужно нажать F12 или DEBUG->PAUSE.

Видим, что OllyDbg отображает слово PAUSED (пауза). Продолжить выполнение программы можно нажав F9 или DEBUG->RUN.

Чтобы закрыть отлаживаемую программу выберите DEBUG->CLOSE.

Это был краткий обзор OllyDbg, более глубокое изучение множества опций и возможностей которой мы продолжим изучать в последующих главах. Главное, чтобы вы скачали программу, сконфигурировали, ещё раз посмотрели всё, о чём было рассказано в этом туториале, так же подключили плагин, позапускали и поостанавливали крэкми CrueHead’а, попробовали поставить точки останова, чтобы в следующей главе все эти вещи не вызывали у вас колебаний и сомнений. Рикардо Нарваха, пер. Aquila

Целью данного «Введения в крэкинг с нуля, используя OllyDbg», является дать тем, кто только начал осваивать искусство крэкнинга, базовые знания и, вместе с тем, сделать это так, чтобы эти знания позволили в дальнейшем читать и понимать более продвинутые туториалы – такие, которые можно встретить в «Новом курсе от CracksLatinos», который, разумеется, остаётся открытым для новых добавлений и пополнений.

Идея создания курса родилась из-за того, что многие туториалы в «Новом курсе от CracksLations» оказывались слишком сложными для новичков, и те, не сумев достигнуть нужного уровня, оказывались разочарованными и во многих случаях отказывались продолжать. Поэтому целью данного «Введения...» является не повторение прекрасных туториалов из «Нового курса...», число которых уже перевалило за 500, но заложить основу, чтобы те, кто закончит данный курс, смогли читать более сложные пособия. Это, как и всё в нашем ремесле, требует значительных усилий, и главной задачей является сократить их количество, дав базовые знания и позволив в дальнейшем понимать более сложный материал.

Почему OLLYDBG?

Мы не будем здесь рассуждать о вечном противостоянии Soft-Ice против OllyDbg, думаю, что даже фанатики от Soft-Ice признают, что проще начать с OllyDbg, так как о нём много информации и его проще изучать. Нам нужно войти в мир крэкинга через дверь под названием «OllyDbg», а уже потом тот, кому нужно, сможет перейти на любой другой отладчик, который потребуется, так как меняются лишь их способы использования, но суть остаётся неизменной.

Начнём с начала

Сначала нужно вооружиться инструментом, который мы собираемся в основном использовать, для чего кликните и скачайте его.

Поскольку мы начинаем с нуля, то для начала нам нужно распаковать скачанный архив в такую папку на жёстком диске, до которой можно легко добраться. Хорошей идеей будет создать папку на диске C:/. Хотя будет работать и в любом другом месте, я буду исходить из того, что выбран диск C:/.

После того, как файл был распакован, заходим в созданную папку и видим:

В ней находится исполняемый файл OLLYDBG.exe, который нам и нужно запустить и ярлык которого я для удобства сделал на своём рабочем столе.

Ок, всё готово к запуску. Кликаем на OllyDbg:

Перед нами повляется сообщение о том, что DLL, находящаяся в библиотеке, старше, чем такая же системная DLL, и если выберем «Да», то тогда старая DLL будет стёрта из папки, а использоваться будет системная. Хотя я не вижу особых различий между этими двумя, тем не менее, предпочитаю ту, которая идёт с дистрибутивом, и поэтому всегда нажимаю «Нет».

Это чистый OllyDbg, и первой программой, которую мы откроем только для того, чтобы ознакомиться с OllyDbg, станет знаменитый CrackMe CrueHead’а, который приложен к данному туториалу.

Чтобы открыть файл в OllyDbg, идём в File -> Open или нажимаем на иконку:

Откроется окно, с помощью которого можно найти нужный файл, в данном случае это crackme CrueHead’а.

Откроется вышеупомянутый crackme, и на данный момент неважно, что совершенно непонятно, что означает открывшийся нам вид – пока мы только пройдёмся по различным частям и функциям OllyDbg и некоторым настройкам, чтобы когда в последующих туториалах будет написано, скажем, «зайдите в DUMP», вы, по крайней мере, знали, где находится эта опция.

Здесь мы рассмотрим четыре части главного окна OllyDbg:

1) Дизассемблированный код

Также называется листингом. Тут Олли показывает нам дизассемблированный код программы, которую мы собираемся отлаживать; по умолчанию Олли сконфигурирована так, чтобы анализировать программу при её открытии. Это можно изменить в Options -> DEBUGGING OPTIONS.

То есть, если отмечена галочка «AUTO START ANALISIS OF MAIN MODULE», OllyDbg проанализирует программу и покажет о ней дополнительную информацию.

Это начало проанализированного листинга крэкми CrueHead’а, и если мы откроем его без анализа, то сможем увидеть разницу.

В окне анализа содержится множество информации, которая, несмотря на то, что пока нам не очень понятна, выглядит весьма интересной. В то же время приятно знать, что её можно в любой момент убрать, если анализ оказался не слишком точным или в него закралась какая-то ошибка.

Зачастую OllyDbg отображает некоторые части программы некорректно, так как ошибочно интерпретирует исполняемый код как данные, и тогда она отображает примерно следующее:

В этом случае можно вручную убрать анализ, кликнув на листинге правой кнопкой мыши и выбрав «ANALISIS -> REMOVE ANALYSIS FROM MODULE».

И тогда листинг отобразится корректно.

Другой опцией, которой вы можете воспользоваться для облегчения раобты и которая мне лично не очень нравится (но вкусы бывают разные), является подсветка jump (переходов) и call (вызовов) – кликните на листинге правой кнопкой мыши и выберите «APPEARENCE -> HIGHLIGHTING -> JUMPS AND CALLS».

Получится следующее:

Здесь мы видим, что call’ы подсвечены лазурным цветом, а переходы – жёлтым.

Теперь листинг стал более читаемым, но пока у нас нет ни малейшей идеи, что это означает, но хорошо иметь инструмент подготовленным к дальнейшему использованию.

2) Регистры

Второе важное окно – это окно регистров.

Вспомним, что окно регистров находится в самой правой части OllyDbg, и там отображается значительное количество информации.

Есть значительно больше информации, которую мы не видим, но можно устанавливать режим отображения в три состояния («VIEW FPU REGISTERS» – отображать FPU-регистры, «VIEW 3D NOW REGISTERS» – отображать “3D NOW”-регистры и «VIEW DEBUG REGISTERS» – отображать отладочные регистры). По умолчанию отображаются первые.

3) Стек или «куча»

Теперь переходим к «стеку или куче». Здесь не слишком много конфигурационных опций – разве что возможность отобразить информацию, касающуюся регистров ESP и EBP.

По умолчанию стоить режим отображения информации, связанной с ESP (и он же является самым полезным), но его можно сменить на режим отображения информации, связанной с EBP, для чего необходим кликнуть в этом окне правой кнопкой мыши и выбрать пункт «GO TO EBP», а дальнейшее использование пункта «GO TO ESP» вернёт нас в прежний режим.

В дальнейших главах я объясню подробнее функциональность стека, но пока мы рассматриваем только то, что можно изменить с помощью конфигурации.

4) Дамп

У окно дампа есть много режимов отображения, которые можно менять, кликнув правую кнопку мыши в окне дампа и выбрав тот, который нужен. По умолчанию используется используется режим 8-ми байтовый Hex/ASCII.

Режим, используемый по умолчанию, также является и чаще всего используемым, но вместе с тем, у нас есть возможность изменять его на показ дизассемблированного кода (DISASSEMBLE), текста (TEXT) и других форматов (SHORT, LONG, FLOAT).

И, накоец, опция SPECIAL -> PE HEADER, которая, как мы это увидим в ближайших главах, может быть очень полезной.

Теперь мы знаем основные части главного окна OllyDbg, но есть ещё окна, которые недоступны напрямую, но могут быть вызваны как через меню, так и через кнопки на панели управления.

Рассмотрим каждую из них.

Кнопка L или VIEW->LOG показывает нам то, что OllyDbg пишет в окне лога. Его можно сконфигурировать на отображение различного рода информации, а по умолчанию в окне лога сохраняется вся информация о запуске, а также информация, связанная с «BREAKPOINTS CONDICIONAL LOGS» (условными логами точек останова). С последней мы встретимся гораздо позднее, а пока давайте посмотрим информацию о запущенном процессе (в нашем случае это крэкми CrueHead’а) и библиотеках, которые он загружает.

Одна из самых главных опций данного окна – это ведение лога в файле на тот случай, если мы хотим сохранять информацию в текстовом файле. Чтобы активировать эту опцию, нажмите на правую кнопку мыши и выберите «LOG TO FILE».

Кнопка E или VIEW->EXECUTABLES показывает нам список модулей, которые использует программа: exe, dll, ocx и прочие.

Здесь также правая кнопка мыши вызывает множество опций, которые пока мы смотреть не будем, но которые мы уже видели при исследовании главного окна OllyDbg.

Кнопка M или VIEW->MEMORY отображает память, занятую нашей программой. Здесь мы видим секции приложения, библиотеки, использующиеся процессом, стек и различные секции, занятые системой, и зачастую программы в процессе выполнения занимают новые секции памяти.

Кликнув правой кнопкой мыши можем сделать SEARCH в памяти, чтобы найти в ней строки различных родов (текстовые, шестнадцатиричные, юникодовые), также есть возможность подстветить точки останова в секциях, равно как и возможность изменить права доступа к последним (выберите SET ACCESS).

Кнопка T или VIEW->THREADS показывает нам список нитей (потоков) программы.

Хотя сейчас мы не знаем что это такое, а узнаем это лишь в последующих главах, ознакомиться с каждым из окон лишним не будет. Пользоваться ими мы научимся позднее.

Кнопка W или VIEW->WINDOWS отображает нам окна программы, но поскольку она ещё не выполняется, то и список окон остаётся пустым.

Кнопка H или VIEW->HANDLES отображает хэндлы, позже я объясню, для чего они служат.

Кнопка C или VIEW->CPU возвращает нас к главному окно OllyDbg.

Кнопка / или VIEW->PATCHES показывает список наложенных патчей, если программа была изменена. Поскольку пока никаких изменений не вносилось, сейчас окно остаётся пустым.

Кнопка K или VIEW->CALL STACK отображает «call stack», списко вызовов, которые нам встретились до того места, где программа остановилась.

Кнопка B или VIEW->BREAKPOINTS вызывает список обычных точек останова, расположенных в программе. Здесь нет ни точек останова аппаратного обеспечения, ни точек останова памяти, только обычные.

Кнопка R или VIEW->REFERENCES показывает окно ссылок, полученных нами в результате поиска ссылок в Олли.

Кнопка «…» или VIEW->RUN TRACE отображает результат выполнения команды RUN TRACE. Здесь мы также можем выбрать опцию LOG TO FILE), чтобы сохраненить результаты трассировки в текстовом файле.

Мы рассмотрели панель с самыми важными кнопками, чтобы вы были знакомы с возможностями, которые они предоставляют, когда мы начнём их более глубокое изучение в последующих главах.

Как сконфигуровать OllyDbg стала JIT (JUST IN TIME DEBUGGER)

Конечно, мы не будем всё время использовать JIT, а только в специальных случаях, так как если случится ошибка с какой-либо запущенной программой на нашей машине, то нам совсем не нужно, чтобы использовалась Олли (по умолчанию в качестве JIT используется dr.watson).

Чтобы сделать OllyDbg JIT-отладчиком, нужно перейти в OPTIONS->JUST IN TIME DEBUGGING

и нажать последовательно кнопки MAKE OLLYDBG JUST IN TIME DEBUGGER y DONE

Чтобы убрать эту функцию, нужно в том же месте нажать на RESTORE JUST IN TIME DEBUGGER и DONE.

Подключение плагинов в OllyDbg

OllyDbg позволяет подключать плагины, которые могут оказаться полезными для решения той или иной задачи. Пока мы ограничимся подключением плагина COMMAND BAR, чтобы научиться как это делать.

Скачиваем данный плагин отсюда (ссылка, указанная в оригинальной статье, умерла, поэтому я скачал плагин из инета и разместил её на wasm.ru - прим.пер. ).

После этого распаковываем плагин и смотрим содержимое папки, где это было сделано:

Прежде всего нужно создать папку для плагинов. Я создам её на C:/ и назову PLUGINS.

Разумеется, плагины могут находиться где угодно, но мне нравится размещать всё на C. Как бы то ни было, теперь мы должны сконфигурировать OllyDbg, чтобы она распознавала эту папку как местонахождение всех плагинов.

Для этого идём в OPTIONS->APPEARANCE.

И в открывшемся окне открываем вкладку DIRECTORIES.

Видим, что в качестве пути к плагинам указана директория, где находится сам OllyDbg.exe, и можно было бы помещать плагины туда, но мне нравится держать их отдельно, и тогда нажимем на PLAGIN PATH->BROWSE, чтобы найти созданную нами папку.

Выбираем папку PLUGINS и сохраняем изменения.

То есть нужно перезапустить Олли, чтобы она признала новую папку с плагинам, но сначала следует скопировать в последнюю скачанный плагин.

Копируем всё содержимое архива в папку PLUGINS.

Теперь все файлы плагина «Command Bar» находятся в папке PLUGINS, в неё же следует помещать и остальные (зачастую можно копировать не все файлы в архиве, а только dll).

Теперь закрываем OllyDbg, если она всё ещё была закрыта, и запускаем по новой. Видим, что в меню PLUGINS появился COMMAND BAR и его опции.

В нижней части OllyDbg видим установленный COMMAND BAR.

Это текстовое поле для ввода команд, которые нам могут пригодиться во многих случаях, и позднее мы увидим их применение, а пока важно научиться подключать плагины.

Чтобы деинсталлировать PLUGIN достаточно просто стереть соответствующую dll из папки PLUGINS и перезапустить OllyDbg, и плагин исчезнет. Вместе с тем, благоразумно всегда держать COMMAND BAR включённым.

Снова открываем крэкми CrueHead’в в OllyDbg.

Наиболее полезные клавиши в OllyDbg следующие:

F7: Выполняет одну строку кода (если находимся на CALL, то переходим внутрь вызванного участка кода)

F8: Выполняет одну строку кода (если находимся на CALL, то просто выполняет вызов без перехода внутрь и переходит на следующую за CALL строку).

Это два вида ручной трассировки очень разные и в каких случаях использовать каждую из них мы рассмотрим позже.

F2: устанавливает обычную точку останова на отмеченной линии. Чтобы убрать эту точку останова, надо ещё раз нажать F2.

Например:

Хотим установить точку установа в позиции 40101A, поэтому отмечаем эту линию с помощью мыши.

С помощью одного клика мыши она помечается и становится серого цвета как на картинке. Затем нажимаем F2.

Видим, что соответствующая позиция в первой колонке становится красной, что говорит о том, что здесь есть точка останова. Нажав F2 ещё раз можно её убрать.

F9: Запускает программу, которая будет выполняться до тех пор, пока не встретить точку останова, не совершиться какое-либо исключение или же просто прекратит работу по каким-либо причинам. Когда программа запущена, в нижнем правом угле OllyDbg отображается слово RUNNING.

Запустив крэкми CrueHead’а, мы увидим следующее:

Чтобы временно прекратить выполнение программы, нужно нажать F12 или DEBUG->PAUSE.

Видим, что OllyDbg отображает слово PAUSED (пауза). Продолжить выполнение программы можно нажав F9 или DEBUG->RUN.

Чтобы закрыть отлаживаемую программу выберите DEBUG->CLOSE.

Это был краткий обзор OllyDbg, более глубокое изучение множества опций и возможностей которой мы продолжим изучать в последующих главах. Главное, чтобы вы скачали программу, сконфигурировали, ещё раз посмотрели всё, о чём было рассказано в этом туториале, так же подключили плагин, позапускали и поостанавливали крэкми CrueHead’а, попробовали поставить точки останова, чтобы в следующей главе все эти вещи не вызывали у вас колебаний и сомнений.

Похожие публикации