Система барьер и информационное обеспечение. Информационный барьер. Теория навязывание повестки дня

Счастье – это когда нас понимают! В наше время развитых современных технологий существует огромное количество способов найти и получить ту или иную информацию.

"Люди видят то, что хотят видеть; слышат то, что
хотят слышать; верят в то, во что хотят верить и
отказываются верить в то, что им не нравится".
Скилеф

Появляется все больше разнообразной литературы, практически каждому доступен Интернет, и стоит ли говорить о телевидении, журналах, радио! Мы привыкли к обилию информационного потока, это наша жизнь.
При этом, получая гигабайты информации каждый день, самым интересным и полезным оказывается обсуждение этой информации – общение! Кстати, через общение человек получает еще больше информации, чем через СМИ. И благодаря речи обогащает свои знания.
Общение сейчас принято называть модным словом – коммуникация (лат. communicatio, от communicare - делать общим, связывать, общаться). Умение общаться или коммуникативность играет большую роль в жизни каждого человека – на работе, в семье, среди друзей.
В любом общении – деловом, личном, в публичных выступлениях важным аспектом является понимание. Ведь, если нас не понимают, фактически мы говорим зря. Приведу курьезный пример недопонимания:
Французский писатель Виктор Гюго однажды отправился за границу.
– Чем вы занимаетесь? - спросил у него жандарм, заполняя специальную анкету.
– Пишу.
– Я спрашиваю, чем добываете средства к жизни? - уточнил свой вопрос пограничный страж.
– Пером.
Так и запишем: «Гюго - торговец пером», - удовлетворенно сказал жандарм.
Со всеми нами порой случаются подобные истории.
Так давайте разберемся, почему же нас иногда не понимают окружающие!
В основах непонимания, лежат так называемые информационные барьеры. Для начала дадим простое определение: информационный барьер – преграда, мешающая принять нужную информацию. Барьеры оказывают большое влияние на полноту передаваемых сведений.

Американский социолог Г. Лассуэл предложил такую модель процесса коммуникации:
1. Кто - коммуникатор (оратор - тот, кто передает и формирует сообщение)
2. Что - сообщение (информация)
3. Как - способ передачи сообщения, канал
4. Кому - аудитория, которой адресуется сообщение
5. Зачем - с каким эффектом, эффективность (чего желаем добиться)
Согласно этих 5 элементов и предлагаю разобраться в причинах непонимания.

1. Кто.
- Оратор внешним видом, поведением и речью не вызывает доверия. Например, если слушатели – дети и вы предстали перед ними в строгом темном закрытом костюме, всем своим видом показываете холодность и говорите заумными словами – они будут вас слушать, но скорее от страха и понимания не получится.
Решение: научиться использовать приемы, располагающие к себе аудиторию. Строить речь, вызывающую доверие.

  • Невнятная, тихая, монотонная речь. Когда оратор монотонно «бубнит себе под нос» кажется, что он даже сам себя не понимает.

Решение: речь должна быть четкой, громкой и хорошо поставленной.

  • Нет логики и полноты информации. Когда в речи потеряна логическая цепочка, человек начинает додумывать или придумывать недостающую информацию самостоятельно.

В начале первой мировой войны британский офицер, проходивший службу в Африке, получил депешу от командования: "Объявлена война. Арестуйте всех врагов в вашем районе ". Спустя несколько дней офицер отрапортовал: "Арестовал семерых немцев, троих американцев, четверых испанцев, пятерых французов, одного аргентинца и одного русского еврейской национальности. Срочно сообщите, с кем мы находимся в состоянии войны ".
Решение: всегда четко знать к чему ведем слушателя, не уводить слушателя от цели речи, научиться соединять начало речи с замыслом и логически подводить к выводу.
Давать полную информацию, избегать обрывочных неполных сведений.

  • Нет образности, эмоционального запечатления. Речь наполнена только логикой, цифрами, доказательствами. Такую речь называют сухой. Очень важно учитывать, что не все люди мыслят с помощью логики. Есть еще образное мышление.

Решение: обогащать речь примерами (собственными, соседей, известных людей)., афоризмами, анекдотами, притчами. Избегать монотонности и сухости.

  • Оратор говорит слишком быстро. Удивительно, но это играет большую роль в понимании. Слушающие люди, могут просто не успевать за нашей мыслью. Сознание быстро перегружается и аудитория либо отвлекается, либо засыпает.
  • Оратор говорит слишком медленно – слушатели успевают додумывать наши мысли до того, как мы их произносим. Им становится скучно, и они находят себе какое-нибудь развлечение, перестают слушать.

Решение: скорость речи должна быть средней, примерно 120 слов в минуту.

  • Очень длинные предложения. Оратор использует сложные обороты с большим количеством соединительных слов: ибо, потому что, т.к., в одном предложении. Такая речь не только совсем не запоминается, но и просто теряет смысл для слушателя. Человек не успевает проследить за большим количеством оборотов, теряется.

Решение: необходимо максимально упрощать речь. Предложения должны быть короткими, от 5 до 9 слов. Если не получается упростить предложения, можно разделять их смысловыми паузами.

  • Речь носит анонимный характер. Постоянное употребление в речи анонимов – она, они, оно – приводит к большому непониманию. Слушатели перестают понимать кто такие «они» и почему «оно» «с кем-то» «как-то» «где-то».
  • Решение: называйте вещи своими именами. Употребляйте названия, имена. Обозначайте место, происходящих событий. Персонифицируйте предметы.

4. Кому.

  • Забыли про аудиторию. Иногда бывает и такое. Оратор увлекся своей речью, с жаром и пылом говорит и не замечает, как ведет себя аудитория. Не видит, слушают его или нет, понимают или нет.
  • Решение: наладить контакт с аудиторией, быть на «одной волне». Вести речь с помощью риторического диалога с аудиторией.
  • Тема и способ подачи не информации не близки людям.

В лесу известны все дела:
Орлу на уровне орла,
Грачу на уровне грача,
Сычу на уровне сыча.
А что там знает воробей,
Не представляю, хоть убей!

  • Решение: говорить на языке, привычном для слушателя. Принцип подобия.

5. Зачем.
Нет или забыта цель речи. Речь всегда носит какой-то замысел, цель. Ведь мы говорим не просто так, а для чего-то. Очень важно не забыть об этом во время выступления. Например, лектору в университете необходимо прочитать лекцию, обучить. Студентам она кажется скучной, и они легко уводят преподавателя от темы разнообразными «невинными» вопросами. Казалось бы, всем хорошо, но лекция не прочитана и цель не достигнута.
Решение: «не распыляться». Если пришли агитировать – агитируйте, убеждать – убеждайте! Набросайте предварительно план речи и старайтесь его придерживаться.

Итак, общение, общение и еще раз общение! Постарайтесь учитывать все эти пять элементов в своей речи и вас всегда поймут! Вы сможете достучаться до сознания слушателя и добиться речью желаемого результата.

Учитесь говорить красиво. Учитесь говорить профессионально. Успехов вам!

Информационный барьер

Информационный барьер

Информационный барьер - препятствие, мешающее оптимальному протеканию информационных процессов. Различают:
- объективные информационные барьеры, возникающие и существующие независимо от человека;
- субъективные информационные барьеры, создаваемые источником информации; и
- субъективные информационные барьеры, возникающие за счет приемника информации.

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Информационный барьер" в других словарях:

    информационный барьер - Совокупность различных препятствий, возникающих на пути распространения и использования информации. [Домарев В.В. Безопасность информационных технологий. Системный подход.] Тематики защита информации EN information barrier … Справочник технического переводчика

    Концепция «информационных барьеров» была разработана академиком В. М. Глушковым. Она символизирует противоречие между информационными запросами общества и техническими возможностями их обеспечения. Существует три информационных барьера … Википедия

    Информационный барьер - совокупность всех различных препятствий (языкового барьера, трудности в получении необходимых документов и т.п.), к рые стоят на пути распространения информации … Педагогический словарь

    Информационный барьер, возникающий в связи с разделением источника и приемника информации во времени. Чем большим является это удаление, тем существеннее становится информационный барьер и тем труднее он преодолевается. Синонимы: Исторический… … Финансовый словарь

    Информационный барьер, обусловленный разветвленной, иерархической структурой системы управления, которая удлиняет пути прохождения документов. Синонимы: Ведомственный информационный барьер См. также: Информационные барьеры Иерархическая структура … Финансовый словарь

    Информационный барьер, возникающий вследствие удаления источника и приемника информации друг от друга в пространстве. Синонимы: Географический информационный барьер См. также: Информационные барьеры Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Информационный барьер, обусловленный несовпадением толкований одних и тех же слов, терминов и символов разными людьми. Синонимы: Терминологический информационный барьер См. также: Информационные барьеры Термины Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Информационный барьер, обусловленный незнанием либо слабым знанием языков. Синонимы: Национально языковый информационный барьер См. также: Информационные барьеры Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Информационный барьер, возникающий в связи с тем, что разные государства по разному регулируют информационно документационные процессы. См. также: Информационные барьеры Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Информационный барьер, возникающий между отдельными людьми или социальными группами из за наличия у них разных систем взглядов на окружающую действительность, различного вероисповедания и т.п. Идеологические барьеры могут стать причиной острых… … Финансовый словарь

Управление связано с получением, хранением, передачей и анализом информации. Это утверждение справедливо к управлению объектами любой природы: социально-экономическими, техническими, биологическими и другими. В процессе управления осуществляется движение информации между объектом управления и системой управления, между отдельными частями системы, между системой и окружающей средой. По результатам анализа информации соответствующие органы управления формируют необходимые воздействия на управляемый объект. Система управления может успешно функционировать лишь в том случае, если ее возможности по анализу информации будут не ниже требуемого уровня.

Объекты, которые рассматриваются в менеджменте, имеют социально-экономическую природу. Они состоят из трудовых коллективов, они реализуют коллективный труд, требующий согласованных действий его участников. При малом числе участников производственного процесса управлять ими в состоянии один руководитель, он может один организовать их совместный труд, своевременно реагировать на нежелательные отклонения в коллективе, один в состоянии устранять возникающие конфликтные ситуации, вовремя вносить необходимые изменения в организацию труда.

С возрастанием количества людей, участвующих в решении коллективных задач, сложность управления начинает превышать возможности одного человека, один руководитель оказывается не в состоянии переработать весь объем сведений, используемых в процессе планирования, организации и выполнения коллективной работы. Наступает некоторое несоответствие между необходимостью и возможностью. Это явление В.М.Глушков назвал первым информационным барьером.

Барьер возник тысячелетия тому назад, еще в условиях родового общинного строя. Пока численность населения племени была невелика (рис. 2.1,а , руководить им мог один вождь. С увеличением численности информационные связи, реализуемые в производственном процессе (в охоте на диких животных), усложнились, один вождь уже не мог анализировать весь объем информации, возникали сбои в управлении. Выход был найден: племя разделили на части (рис. 2.1,б ), во главе каждой части были поставлены младшие руководители (младшие вожди, В м ), вождь всего племени В взял на себя функцию управления взаимодействием младших вождей, он заботился о согласованности действий младших руководителей. Появился промежуточный уровень управления. Такова весьма упрощенная схема возникновения иерархической системы управления.


Рис. Переход к иерархической системе управления

В объектах управления отдельные части (элементы)между собой взаимодействуют, деятельность одного элемента тем или иным образом отражается на состоянии остальных. Процесс управления направлен на обеспечение согласованной деятельности всех элементов системы в процессе решения общей для объекта задачи. Обозначим через К средние возможности одного человека по анализу информации. При желании оценить К количественно, можно прибегнуть к такому мерилу как число элементарных арифметических или логических операций, выполняемых человеком в единицу времени. Обозначим m масштаб объекта управления, S - сложность управления. Возможности человека от m не зависят, они предопределяются его природой. Значение m=m 1 , соответствующее равенству S=K , представляет собой модель первого информационного барьера. Действительно, если m , то S, то есть когда объект управления имеет маленький масштаб, пока количество взаимодействующих элементов невелико, задачи управления могут решаться одним человеком; если m>m 1 , то есть когда объект управления становится достаточно громоздким для управления, способностей одного человека уже не хватает, он не в состоянии эффективно воздействовать на управляемый объект. Для преодоления информационного барьера надо разделить объект на части так, чтобы размеры m каждой из них были меньше критического значения m 1 . Иначе говоря, нужно перейти к двухуровневому управлению и тем самым преодолеть первый информационный барьер. Появление иерархической схемы управления В.М.Глушков назвал великой выдумкой человечества, относя в один ряд с изобретением товарно-денежных отношений .

Иерархическую схему управления можно представить в виде рис. Эта схема характеризуется количеством промежуточных уровней управления, находящихся между верховным элементом системы управления (высшим уровнем управления) и производственными подразделениями, а также числом руководителей на промежуточных уровнях (на рис. 2.2 два промежуточных уровня). Если в этом примере под производственными подразделениями понимать цеха завода, то первый уровень - это начальники цехов, второй уровень занимают заместители директора, на высшем уровне - директор завода.


Рис. Пример многоуровневой иерархической

системы управления

Примеры иерархических структур можно найти и в живой природе, и в технических, и в общественных системах. Структура центров нервной системы высших животных, включающая спинной и продолговатый мозг и кору больших полушарий с подкорковым образованиями, организованы про иерархической схеме . На каждом уровне регулируется строго определенная функция организма (дыхание, слюноотделение, движение и др.). Интеллектуальные задачи решаются на высшем уровне - на уровне коры головного мозга . Нервные центры перестраивают свои функции в случае нарушений на периферии с передачей решаемых задач с нижних уровней на верхние. В нормальном же состоянии центры обладают, по Анохину К.П., свойством автоматии , выполняя определенные специфические функции. “Высшие мозговые центры не повторяют действия низших, не берут на себя их обязанности, но включают ту или иную функцию в общую приспособительскую реакцию организма”.

Кора больших полушарий осуществляет интегрированную регуляцию разнообразных функций организма, осуществляет постоянную оценку значений внешних сигналов из внешнего мира.

Иерархическое управление можно встретить в организации технических объектов. В рассматривается пример трехуровневой системы управления газотурбинного двигателя: на 1-м уровне осуществляется управление непосредственно параметрами объекта управления - частотой вращения турбокомпрессора, значениями давления и температуры в различных сечениях двигателя; 2-й уровень решает задачи обеспечения желаемых динамических свойств системы в целом на основе соответствующего взаимодействия регуляторов 1-го уровня; высший 3-й уровень осуществляет оптимизацию показателей эффективности функционирования силовой установки - тяги, удельного расхода топлива. Каждый уровень решает свою задачу, используя информацию, получаемую от нижестоящих уровней. С повышением уровня сложность решаемой задачи возрастает.

Пример многоуровневого управления в общественных системах можно привести из области войсковых частей и подразделений. Отдельные военнослужащие группируются в отделения. отделения - во взводы, из взводов формируются роты, из них батальоны, далее полки и дивизии. Командир дивизии является верховным элементом системы управления войскового соединения. Он решает наиболее ответственные и масштабные задачи боевой подготовки и боевых действий вверенных ему частей и подразделений. На нижестоящих уровнях выполняются менее значительные функции. При нормальном ходе боевых действий вышестоящие командиры не вмешиваются в действия нижестоящих, они осуществляют общее управление боем. Но если возникает резкое ухудшение положения на одном из участков, то задачей роты начинают заниматься командиры вышестоящих уровней вплоть до командира дивизии.

Межличностная и функционально-ролевая коммуникация в социальном управлении

Межличностная коммуникация изучает взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера, используется широко в процессе выработки, в осуществлении управленческих решений. Стоит сказать, что для него характерны непосредственный контакт между субъектами общения. Особенности межличностной коммуникации: тесная обратная связь, регулирующая процесс общения, множество используемых средств – не только вербальных (словесных), но и невербальных. В процессе коммуникационного взаимодействия чаще всœего используются его ролевая разновидность, содержание и направленность, формы её выражения определяются ролевыми отношениями партнеров (к примеру: руководитель – подчинœенный, сотрудник – сотрудник и т.п.). Процесс передачи сообщения в данном случае ориентирован на достижение определœенного результата͵ к примеру, на выполнение задания, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ поручает руководитель подчинœенному. В процессе осуществления межличностной коммуникации руководителю крайне важно уметь преодолевать преграды, которые могут возникнуть в практике межличностного общения, конфликтов. Необходимо учесть, что информация, противоречащая нашему опыту, может либо полностью отвергаться, либо искажаться реципиентом в соответствии с его опытом. Барьеры в коммуникационном взаимодействии могут возникнуть в связи с неточностью восприятия и понимания некоторыми людьми слов, используемых в качестве символов в процессе общения между сотрудниками и т.д.

Второй тип коммуникаций – функционально – ролевой. Правила коммуникации в данном случае соответствуют той социальной роли, которую человек выполняет в данной системе деятельности и в данной организации, прежде всœего в профессиональном плане, его социальному статусу и сложившейся социальной иерархии позиций господства и подчинœения в данной организации. Контакты между людьми при таком типе коммуникаций взаимодействий чаще всœего формализованы и четко ранжированы в соответствии с теми должностными позициями, которые занимают различные индивиды в данной организации. Эффективность коммуникаций такого типа и связанных с ними управленческих решений предопределяются тем, насколько грамотно и конструктивно сумеет наладить коммуникационное взаимодействие руководитель.

В процессе осуществления межличностной коммуникации работнику, занимающемуся управленческой деятельностью, крайне важно уметь преодолевать преграды, которые могут возникнуть в практике межличностного общения.

Во - первых , следует иметь в виду, что одна из таких преград может возникнуть в результате конфликта между сферами компетенции или основами суждений отправителя и получателя сообщения. К примеру, в производственной организации специалисты по маркетингу могут считать, что активизация сбыта продукции за счёт расширения ассортимента важнее, чем снижение издержек производства в результате большей стандартизации производимых товаров. В то же самое время специалисты из производственных подразделœений могут отстаивать противоположную точку зрения, требуя сосредоточить основные усилия именно на высокой степени стандартизации производимой продукции, всœемерном повышении ее качества. Подобного рода расхождения могут стать причиной избирательного восприятия информации исходя из круга интересов, потребностей, эмоционального состояния и внешнего окружения людей. В результате идеи, закодированные в сообщении отправителœем, могут оказаться искаженными или не полностью понятыми, вследствие чего содержащаяся в сообщении информация не принœесет желаемого результата.

Bo-вторых, информация, вступающая в противоречие с нашим опытом или ранее усвоенными понятиями, можем либо полностью отвергаться, либо искажаться реципиентом в соответствии с его опытом или прежде усвоенными понятиями.

В-третьих, преграды, возникающие в процессе коммуникационного взаимодействия, могут возникать из-за различия в социальных установках людей. Дело в том, что установки способны смещать восприятие людей и влиять на их поведение. В случае если получаемое сообщение расходится в своей сущности с установками получателя информации, последний может ее игнорировать, оценивать негативно или поступать совершенно в противоположном направлении, чем это вытекает из полученного сообщения. От позитивной или негативной окрашенности возникающих при этом ощущений во многом зависит частота контактов участвующих в коммуникации людей и стиль сообщения, который каждый изберет по отношению к другому в будущем. Руководитель, который не хочет или не умеет создавать позитивно окрашенный коммуникационный климат в отношении со своими сотрудниками, получит в дальнейшем урезанный обмен информацией с ними, что резко сузит возможности его управленческого воздействия на процессы межличностных отношений, протекающих в данной организации. В итоге может сложиться обстановка недоверия, недоброжелательности, антагонизма.

Напротив, в атмосфере усиливающегося доверия возрастают информационные потоки и точность информации в обменах ею между сотрудниками, в т.ч. между руководителями и подчинœенными.

В-четвертых, барьеры в коммуникационном взаимодействии могут возникнуть в связи с неточностью восприятия и понимания некоторыми людьми слов, используемых в качестве символов в процессе общения между сотрудниками. К примеру, руководитель говорит подчинœенному: "Вы выполнили задание неадекватно". Как понимать в данномслучае слово "неадекватно"?: Как признание того, что действия подчинœенного не привели к ожидаемому результату. Или как уверенность в том, что эти действия не соответствовали тем условиям среды, и которых они осуществлялись? Или как сомнение в том, правильно ли подчинœенный воспринял и истолковал смысл полученных от руководителя указании? Этот пример свидетельствует, что в процессе коммуникационного взаимодействия могут возникать семантические барьеры, снижающие эффективность выполнения управленческих решений в том случае, когда они не воплощены в четкой и ясной формулировке, исключающей любую двусмысленность в понимании и истолковании.

В-пятых, в процессе коммуникационного взаимодействия могут возникнуть и невербальные барьеры. В качестве средств невербальной коммуникации бывают использованы обмен взглядами, выражение лица (к примеру, поднятые в недоумении брови или одобрительная улыбка), поднятый вверх большой палец как символ одобрения, дружественное прикосновение к плечу собеседника и т.п. В случае если любое из этих средств не соответствует содержанию и смыслу коммуникационного взаимодействия, это способно создать невербальный барьер, затрудняющий правильное восприятие и использование получаемой информации. Подобный же эффект могут произвести определœенная интонация, модуляция голоса, плавность или прерывистость речи и т.п. Американский специалист по коммуникационным взаимодействиям А. Мехребиен установил, что 55 % сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, 38 % - через интонации и модуляции голоса и только 7 % остается на содержание слов, воспринимаемых получателœем информации. Иными словами, во многих случаях то, как говорит руководитель с подчинœенным, важнее слов, которые он произносит.

Все эти барьеры при получении и обмене информацией способны привести к неправильному восприятию и пониманию управленческого решения, а, следовательно, существенно снизить эффективность его осуществлении и даже – еще более нежелательный результат – к срыву его выполнения. По этой причине любой руководитель или менеджер, заинтересованный в эффективности управленческой деятельности, должен хорошо знать как особенности межличностной коммуникации, так и уметь преодолевать, а еще лучше - не допускать в своих коммуникационных взаимодействиях социально – психологические барьеры, способные затруднить, исказить содержание и смысл передаваемых сообщений (команд) и тем самым привести к снижению эффективности управления.

Информационный барьер - это противоречие между информационными запросами сообщества (общества) и имеющимися техническими возможностями их удовлетворения. Первый информационный барьер: ограниченность человеческого мозга, как хранилища необходимых знаний. В самом общем виде информационные барьеры делятся на объективные, т.е. возникающие и существующие независимо от человека, и субъективные. В свою очередь, последние можно разделить на:а) барьеры, создаваемые источником, и б) барьеры, возникающие за счёт приёмника информации.

В исследовательской литературе обычно выделяется до десяти и более информационных барьеров. Наиболее значимыми из них являются:

  • 1) Пространственные (географические) барьеры. Они возникают вследствие удаления источника и приёмника информации друг от друга в пространстве.
  • 2) Временные (исторические) барьеры. Связаны с разделением источника и приёмника информации во времени. При этом, чем большим является это удаление, тем существеннее становится информационный барьер и тем труднее, как правило, он преодолевается.
  • 3) Государственно-политические барьеры - тормозят процесс формирования единого мирового информационного пространства, вследствие существования на Земле свыше полутора сотен независимых государств, разделённых границами, имеющих различные политические режимы, разные законодательства, по-разному регулирующие информационно-документационные процессы.
  • 4) Режимные барьеры - ограничивают доступ к документированной информации. Часть информации, содержащей государственную тайну или имеющей конфиденциальный характер, оказывается недоступной для широкого потребителя.
  • 5) Ведомственные и бюрократические барьеры. Они обусловлены разветвлённой, иерархической структурой системы управления и самоуправления (включая государственное, местное, внутрифирменное и т.д.), которая удлиняет пути прохождения документов, в том числе вследствие недостаточной компетентности или нерадивости государственных, муниципальных и иных служащих.
  • 6) Экономические барьеры - связаны с отсутствием или дефицитом финансовых средств для производства, передачи, потребления информации.
  • 7) Технические барьеры - возникают вследствие нехватки или технической несовместимости оборудования, а также технических средств, программного обеспечения и т.п., необходимых для оптимизации информационных процессов.
  • 8) Семантические (терминологические) барьеры - появляются в результате различного толкования разными людьми слов, терминов, символов. В частности, тому или иному термину порой приписываются разные понятия, даются различные определения понятий.
  • 9) Языковые (национально-языковые) барьеры - обусловлены незнанием либо слабым знанием языков. Между тем, по подсчётам специалистов, существует около 3000 различных разговорных языков, на которых говорят народы Земли.
  • 10) Идеологические барьеры - возникают между отдельными людьми или социальными группами, вследствие наличия у них разных систем взглядов на окружающую действительность, различного вероисповедания и т.п. Идеологические барьеры могут стать (и неоднократно становились) причиной острых социальных конфликтов.
  • 11) Психологические барьеры - связаны с особенностями восприятия информации конкретным человеком, с особенностями его памяти; со свойствами человеческой личности, с особенностями характера человека (замкнутость, застенчивость и т.п.); с психологическим состоянием человека в конкретный период времени (усталость, плохое настроение); наконец, с психофизическими возможностями человека.
Похожие публикации