Плакат на тему мой толерантный мир. Межрегиональный конкурс семейных плакатов "школа толерантности". Тематические видео материалы















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Работа по воспитанию толерантности у детей ведется всегда. Наше время не исключение.
«Патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл, потому что уважение воспитанников к однокласснику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.
Толерантность – это важнейшая составляющая воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение подростков.

Цели:

  • Образовательные :
    • познакомить воспитанников с понятием «толерантность»;
    • выявить основные черты толерантности;
    • сформировать правильное представление о толерантном поведении.
  • Воспитательные :
    • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
    • воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание.
  • Развивающие :
    • продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;
    • способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;
    • развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Оборудование: персональныйкомпьютер, проектор, экран.

Материалы к классному часу: презентация, методическая разработка мероприятия, видеоклип Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith), памятки.

Оформление кабинета: глобус, географическая карта мира; макет дерева толерантности, плакат «Цветок толерантности».

Плакат: «Человек ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный». Н.Добролюбов;

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Слово учителя: (слайд 1) Я приветствую гостей нашего мероприятия! (слайд 2) Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга. В начале я хотела бы рассказать вам одну легенду: (слайд 3, 4)

Вам понравилась эта легенда? А о чем она? Чему учит? Все эти понятия можно объединить одним словом. И это слово – толерантность . (Слайд 5)

Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы ещё не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии.
И вы, наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова. Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках?

(Выступления учеников)

  • tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации; (слайд 6)
  • tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; (слайд 7)
  • tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной; (слайд 8)
  • tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных; (слайд 9)
  • kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим; (слайд 10)
  • tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать; (слайд11)
  • толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо. (слайд 12)

Учитель: В разных странах определения различны. Ребята, а как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность? Конечно, это слово терпимость. Вопрос о толерантности не нов, он поднимался и раньше, но теперь он поставлен особо остро. (Слайд 13)

Ученик: Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку.

Ученица: Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. (Слайд 14) Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия.

Ученик: . В последние годы наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. (Слайд 15)

Ученица: В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. (Слайд 16) Растет количество антиобщественных молодежных организаций, вовлекающих молодежь в экстремистские группировки. Люди перестают быть терпимыми!

Учитель: Сегодня 16 ноября. И именно в этот день жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. (Слайд 17)

Ученик: Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. (Слайды 18, 19)

Ученица: Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.

Учитель: Понятие толерантность очень широкое, на одном уроке мы не сможем говорить обо всех видах, но давайте хотя бы посмотрим, какие виды толерантности бывают: (Слайд 20)

Как вы думаете, для нас с вами, проживающих в небольшом, но многонациональном городке, какой вид толерантности будет наиболее близким и почему? Для того чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, надо много знать об особенностях разных культур, много читать, интересоваться. (Слайд 21) Прав был критик 19 века Николай Добролюбов, сказавший, что человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».

Игра «Давайте поприветствуем друг друга » (слайд 22)

  • сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
  • потереться носами (Новая Зеландия);
  • пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
  • крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);
  • показать язык (Тибет);
  • очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).

Учитель: Может ли одна религия мешать другой? Нет. (Слайд 23) У каждой религии есть свои особенности, и их учения полезны. Нам важно использовать нравственные ценности религий народов, не противопоставлять их, а изучать. Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разной национальности.

«Аукцион знаний» (слайд 24)

– Кто является основоположником мусульманской религии? (Мухаммед)
– Назовите священную книгу мусульман (Коран)
– Кто является основоположником христианской религии? (Иисус Христос)
– Назовите священную книгу православных. (Библия)
– Кто возглавляет русскую православную церковь? (Патриарх всея Руси Кирилл)
– Назовите морально-этические нормы православия? (Заповеди)

Эти религии призывают людей быть добрыми, уважать друг друга. Что необходимо человеку в эпоху глобализации? Конечно, толерантность .

Ученик: Немецкий художник Хельмут Лангер создал эмблему Толерантности: (слайд 25)

  • Толерантность – это прощение.
  • Толерантность – это сострадание.
  • Толерантность – это уважение прав других.
  • Толерантность – это сотрудничество.
  • Толерантность – это уважение человеческого достоинства.
  • Толерантность – это дружба.
  • Толерантность – это гармония в многообразии.
  • Толерантность – мир и согласие.
  • Толерантность – милосердие.

Учитель: Толерантность – это понятие встречается каждый день. Оно повседневно. В конце 60-х годов в Германии был создан плакат. Его создавали философы и активисты молодежных движений 1968 года. (Слайд 26)

Ведущий: Что же собой представляет этот плакат? Это всего семь строчек, написанных как бы от руки.

Ведущая: «Твой Иисус – еврей. Твой автомобиль – японский. Твой кофе – бразильский. Твои цифры – арабские. Твои буквы – латинские. Твоя демократия – греческая. Твой сосед после этого всего – лишь иностранец?»

Учитель: Концепция плаката заключается в том, чточеловек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия);
повседневными трудами других народов (кофе выращивают в одной стране, отпуск проводят в других странах, пользуются автомобилями разных стран). Можно ли при этом смотреть свысока на людей других национальностей и другого цвета кожи?! Хорошо или плохо, что все мы разные? (Слайд 27)

Стихотворение С.Маршака «Всемирный хоровод»

Стихи для ребят всех народов и стран:
Для абиссинцев и англичан,
Для испанских детей и для русских,
Шведских, турецких, немецких, французских.
Негров, чья родина – Африки берег;
Для краснокожих обеих Америк.
Для желтокожих, которым вставать
Надо, когда мы ложимся в кровать. (Слайд 28)
Для эскимосов, что в стужу и снег
Лезут в мешок меховой на ночлег.
Из тропических стран, где на деревьях
Не счесть обезьян; (слайд 29)
Для ребятишек одетых и голых.
Тех, что живут в городах и селах.
Весь этот шумный, задорный народ
Пусть соберется в один хоровод.
Север планеты пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом.

Учитель: О чем это стихотворение? Дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.(Слайд 30) Сейчас я предлагаю просмотреть видеоклип «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith). Вы изучаете английский язык со второго класса, и поэтому всё, о чём поёт мальчик, вам будет понятно. Хочу обратить ваше внимание на фон видеоклипа. Это является важным для полного восприятия видеоклипа. Какова основная идея видеоклипа?

Ведущий: (слайд 31) Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. (Слайд 32) Все – мы разные, все мы – равные! (Слайд 33)

Ведущая: Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, религиозных, этнических и иных особенностей.

Учитель: В последнее время наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. (Слайд 34) В одних ситуациях человек поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.

Сценка о терпимом отношении к людям

Идёт плохо одетый мужчина. Идут юноша и девушка. Мужчина падает, травмирует ногу, тихонько стонет, в глазах – слезы.

Девушка: Подожди, я подойду к нему.

Юноша: Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу.(хватает за руку)

Девушка: Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

Юноша: А нам-то что? Он сам виноват.

Девушка: Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

Юноша: Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

Девушка: Я все равно подойду. (вырвала руку)

Юноша: Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими».

Девушка: Да как ты можешь? Ему больно! (оттолкнула парня и подошла к мужчине) Что с вами? Что с вашей ногой?

Мужчина: Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

Девушка: Нужно вызвать «скорую». Послушай, у тебя нет «мобильника»? (Парень промолчал) Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

Юноша: Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом! (Парень уходит)

Девушка: У вас открытый перелом. Потерпите! Я вызову скорую. (Отходит)

Мужчина: Девушка! Спасибо вам! (Девушка обернулась и улыбнулась) Вы обязательно найдете себе счастье!

Кто поступил благородно? А как бы вы поступили? Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.

Учитель: Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?

Блиц-викторина «Толерантная и интолерантная личность» (два ученика прикрепляют на стенд листочки с характеристиками

(Слайд 35)

Учитель: Толерантная личность. Какими личностными качествами должен обладать такой человек? Продолжи фразу «Я …»

Ученик: Я (слайд 36)

  • терпимый и терпеливый;
  • считающийся с чужими мнениями и интересами;
  • умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;
  • приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;
  • уважающий окружающих и уважаемый ими;
  • уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;
  • заботливый, сострадающий, поддерживающий;
  • патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;
  • человек, берегущий природу и культуру;
  • трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.

Учитель: Толерантная семья. Какими качествами должна такая семья, ваша семья? Продолжи фразу «В моей семье …»

Ученик: В моей семье (слайд 37)

  • все терпимые и терпеливые;
  • здоровые, добрые, любящие; уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга;
  • окружающие друг друга заботой;
  • внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;
  • успешные, независимые, счастливые.

Учитель: Толерантный город. Чем же должен отличаться такой посёлок, наш посёлок? Продолжи фразу «В моём городе …»

Ученик: В моем городе (слайд 38)

  • прохожие доброжелательные, вежливые;
  • улицы, дворы и парки чистые, ухоженные;
  • река и воздух чистые, природа здоровая;
  • школа просторная, светлая;
  • учителя умные, добрые, справедливые, понимающие, умеющие поддержать, любящие свое дело, свою работу и детей, знающие и понимающие интересы учеников;
  • учащиеся доброжелательные, уважающие друг друга и всех сотрудников школы, умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие друг друга.

Учитель: Толерантные округ и страна. Что же такого особенного должно быть в таком округе и такой стране? Продолжи фразу «В моём округе и в моей стране…»

Ученик: В моём округе и в моей стране (слайд 39)

  • власть справедливая, профессиональная, ответственная, заботящаяся о своих гражданах;
  • народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый, обеспеченный, заботящийся о процветании своей страны;
  • все граждане – патриоты своей страны, свободные, уважающие права свои и других, ценящие добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого быть самим собой;
  • страна сотрудничает с другими странами мира, сохраняя мир и дружбу во всем мире.

Ведущая: (слайд 40) Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.

Учитель: Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор. А что же для этого нужно? (Слайд 41) Вот такие вертушки мира создают школьники США в День Толерантности ежегодно 16 ноября. На каждой вертушке дети пишут свои пожелания. А мы с вами попробуем «вырастить» дерево толерантности, на листьях которого мы оставим свои пожелания и рисунки. (Слайд 42) Возьмите по листочку и напишите на них, что надо сделать, чтобы наш класс, наша школа, наш город стали планетой Толерантности. Затем листочки и рисунки прикрепите на наше дерево Толерантности.

Учитель: Так что же такое толерантность? Что нового узнали на уроке? (Слайд 43)
Чувствовать, думать, любить, как другие, сердцем умея понять солидарность.
Напрочь отбросить: «Они не такие!». Этому учит нас толерантность.
Признание, равенство и уважение, взаимодействие, дружба, галантность.
Вера любая без принуждения, это и многое есть толерантность.
Толерантность – значит это, если дружно все живут.
И теплом сердец согреты школа, быт наш и уют.
Толерантность, дружба, труд к лучшей жизни нас ведут.
Выбирая в жизни путь, толерантность не забудь!

В заключение, я хотела бы ознакомить вас с результатами теста, который мы с вами проводили на прошлом занятии. (результаты) Результаты теста достаточно оптимистичны!!! Большая часть ребят из нашего класса проявляют толерантность!!!

(Слайд 44) Пусть каждый из нас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля. Для каждого участника нашего мероприятия подготовлены памятки «Как реализовать принципы толерантности».

Рефлексия: (слайд 45) Теперь попрошу всех встать в ровный круг очень тесно друг к другу, положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором весело скажем: Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир

В 2001 году Институт "Открытое Общество" (Фонд Сороса), Министерство образования Российской Федерации и Московское бюро ЮНЕСКО провели межрегиональный конкурс семейного плаката "Школа толерантности", в котором приняли участие 443 школы из самых разных уголков России.

Основная цель конкурса заключалась в содействии диалогу между школой и семьей, родителями и детьми, учителями и учениками. Средством достижения этой цели стала совместная работа детей, их родителей и учителей над плакатами по теме "Толерантность". Конкурс проводился по двум номинациям – "Семейный плакат", "Школа и семья" – и проходил в три этапа.

На подготовительном этапе школы направляли в Институт "Открытое Общество" письма с запросом о желании участвовать в конкурсе, в ответ на которые высылались материалы по теме "Толерантность" и рекомендации по организации первого этапа конкурса.

В течение первого этапа конкурс проводился в отдельных школах – дети, родители и учителя работали над созданием плакатов и написанием эссе. На втором, всероссийском этапе школы присылали в Москву лучшие эссе и плакаты для участия в номинации "Семейный плакат", а также описание проведенного в школе конкурса для участия в номинации "Школа и,семья – совместная работа над темой". Затем конкурсное жюри рассмотрело присланные работы и выбрало лауреатов всероссийского этапа конкурса по каждой из номинаций. После определения победителей были изданы 10 лучших плакатов, и в Москве был проведен Фестиваль победителей (конкурса "Школа толерантности", во время которого награждались лауреаты.

Присланные плакаты были проанализированы нами в соответствии с отраженными на них проблемами. В результате мы выделили три основные темы, которым были посвящены плакаты.

1. Взаимоотношения в семье. Здесь доминируют три проблемы: любовь и взаимопонимание в семье, родительское манипулирование детьми и проблема алкоголизма.

Любовь и взаимопонимание в семье. На плакатах, посвященных этой теме, чаще всего изображено или описывается какое–нибудь общее дело. Семья строит вместе дом, гуляет или ужинает. В одном эссе, например, подробно описано в стихах, как все члены семьи участвовали в рисовании плаката "Надо жить дружно", на котором была изображена панорама дома. Девочка нарисовала стол, папа – дверной проем, дедушка – кресло и т.д. Каждый приходил и дополнял плакат на свой вкус. Самые последние изменения вносила девочка:

Я все равно одна потом

Тихонько изменила дом,

И даже если он кривой,

Мне безразлично, он же мой.

Или, например, на другом плакате "Не страшны дождь и ненастья, коль в семье любовь да согласье" изображены две семьи, которые гуляют под дождем. Одна семья ссорится и мокнет под дождем. Вторая семья противопоставлена первой – родители с сыном стоят вместе под зонтиком.

Родительское манипулирование детьми. Эта проблема была представлена в номинации "Семья и школа – совместная работа над темой". Родители показаны здесь как люди, насаждающие свои ценности, принципы, действующие так, как они считают нужным. На одном из плакатов изображена марионетка, над которой ножницы перерезают ее нити. В эссе к этому плакату было написано: "У каждого своя жизнь... Мы не марионетки в чьих–то руках, мы отстаиваем свои позиции, идеи, опираясь на законы, принятые в нашем государстве...". На плакатах представлены и пути разрешения подобных конфликтов. На плакате "Разве главное вкусы?" изображено яйцо, символизирующие начало жизни. В нем нарисована семья, состоящая из трех человек: девочка, мама и бабушка. С одной стороны, они противопоставлены друг другу – У девочки волосы покрашены в разные цвета и в нос вставлена сережка, а мама изображена в консервативном стиле. С другой, они вместе – улыбаются друг другу, и мама позволяет своей дочери быть самой собой.

Проблема алкоголизма в семье. Плакаты, посвященные этой теме, отличаются безнадежностью, отсутствием каких бы то ни было призывов, ярких красок (блеклостью, тусклостью). На одном из плакатов, посвященных проблеме алкоголизма, на сером фоне изображено некое подобие женского силуэта. Женщина держит в одной руке зажженную сигарету, дым которой распространяется повсюду, в другой – коляску с младенцем. Возле ее ног стоит бутылка водки. Надпись на плакате: "Мама, где ты?". Здесь можно отметить то, что дети не обвиняют и не осуждают родителей, а просят их остановиться и задуматься о вреде, который они причиняют себе и своим детям. В ракурсе данной проблемы путь к толерантности выступает как просьба детей вспомнить и позаботиться о них.

2. Толерантность в школе. Здесь нами выделено три проблемы: "белые вороны", соперничество, проблема взаимоотношений между учениками и учителями.

"Белые вороны". На плакатах отражена проблема людей, которые чем–либо отличаются от окружающих. В результате возникает непонимание, которое рождает страх, неприязнь и ненависть. Авторы плаката, на котором изображена розовая ворона на черном фоне, говорят о том, что чем больше людей, отличающихся друг от друга, тем интереснее жить. На плакате "Одна на всех!!!", который нарисовала девочка вместе со своей тетей, изображена гора, а на ней множество мифологических героев. Кентавры, русалки, циклопы и другие персонажи древнегреческих мифов смотрят на звезду. Каждый персонаж представляет определенную сторону жизни: кто–то живет в воде, кто–то под землей, кто–то на небе, у кого–то есть хвост, у кого–то копыта, у кого–то только один глаз. Несмотря на явные различия, они стоят вместе и смотрят на звезду, олицетворяя собой единство всего живого на земле. На плакате "Толерантность – путь индивидуальностей к успеху!" изображены две коровы на цветочном лугу. Обе коровы разноцветные и олицетворяют собой разнообразие и индивидуальность, что делает мир ярче и веселее.

Соперничество. Плакаты, посвященные этой тематике, показывают, что соревнование и соперничество приводят к враждебности, нетерпимости. Эти плакаты призывают быть соперниками только в спортивных соревнованиях. На плакате "Будешь впереди, и других за собой веди!" изображено несколько ситуаций хоккейного матча. Эти ситуации собраны в общую композицию, состоящую из спорных моментов матча, которую завершает изображение пожимающих друг другу руки хоккеистов. На плакате "В счете дружба не теряется" изображена настольная игра "домино". Таким образом, высказывается суждение о том, что надо соперничать только в играх и не портить отношения с близкими людьми, не надо переносить противостояние, возникшее в игре, в жизнь.

Взаимоотношения между учителями и учениками. На этих плакатах рассматриваются такие проблемы, как грубость учителей по отношению к детям, нарушение прав ребенка. Бывает, что учителя, пользуясь своей властью над детьми, кричат, оскорбляют и унижают учеников, манипулируют ими. Плакаты призывают учителей быть терпимее и снисходительнее к своим ученикам и не превышать свои полномочия. На плакате "Мы за толерантную школу!" изображено два здания: одно – серое, на переднем плане строгий учитель и испуганный ребенок, другое – разноцветное, яркое, за партой сидят дети и улыбаются.

3. Проблема мира на Земле. Проблеме войн и религиозных конфликтов посвящена большая часть плакатов. Условно можно выделить два основных направления: война на земле и борьба с терроризмом, терпимость к чужим вероисповеданиям.

Войны и борьба с терроризмом. Множество семейных плакатов было посвящено именно теме терроризма. На плакате "Терроризм терпеть нельзя!" изображена вооруженная Баба–Яга, которая летит в ступе. В рюкзаке у нее за спиной сидят дети–заложники. Некоторые авторы плакатов выражают неуверенность, страх, беспокойство за свое будущее, например, на плакате "Вчера Америка, а завтра?" изображен земной шар с подожженным фитильком.

Много плакатов посвящено войне в Чечне: "Народ Чечни устал, люди видят, что международный терроризм использует их как заложников". Автор плаката "Дадим мир земной детям!" родилась в Грозном. Она описывает дни, проведенные под бомбежкой: "В Грозном под бомбежкой в подвале у наших соседей мы провели три недели. Это были самые ужасные дни нашей жизни... В новогоднюю ночь 31 декабря 1994 года прямым попаданием разбило наш дом, мы поняли, что для нас кошмар только начинается... Я, чеченка, выросла в Грозном, но никогда не думала, что моя национальность станет поводом для насмешек моих одноклассников. Плохие люди есть среди любого народа, но нигде хорошие люди не отвечают за злые дела плохих... Война – это смерть даже для тех, кто остался жить".

На плакатах не просто затрагивается тема войны, но и предлагаются способы урегулирования конфликтов, например: проявлять любовь к своим ближним; прекратить творить зло; вырастить достойных детей, которые исправят ошибки взрослых и переделают мир; сесть за стол переговоров.

Терпимость к чужим вероисповеданиям. Плакаты, посвященные этой теме, призывают к терпимости, к уважению людей другой культуры и вероисповедания. На плакате "Долой чужих! Другие + другие = Мир!" толерантность представлена как стены домов, которые служат своеобразным "фундаментом счастья". На одном из плакатов изображены три руки, оплетенные двумя розами. Руки держат Землю, за которой показывается солнце. Руки олицетворяют собой могучее дерево жизни, в жилах которого течет кровь единой расы – человечества. И если хотя бы одна рука ослабеет, то равновесие может быть нарушено. Плакат с изображением трех книг – Талмуда, Корана и Библии – призывает к свободе вероисповеданий.

Во Всероссийском конкурсе семейного плаката нашли отражение такие аспекты толерантности, как бережное отношение к своим близким; терпимость и понимание людей с другими взглядами, другой культуры, другого вероисповедания; недопущение подавления чужой индивидуальности; уважительное отношение к себе и окружающим; бережное и заботливое отношение к природе. Таким образом, присланные плакаты отразили несколько граней толерантности, среди которых: способность "сглаживать углы"; способность уступить (например, плакат "Толерантно!", на котором большой в пароход уступает путь маленькой лодочке); способность слушать и слышать друг друга; не причинять боль (например, плакаты "Не обижайте друг друга!" или "Защитим", на котором руки закрывают цыпленка от летящего орла); построение мира, основанного на доброте, уважении, доверии и любви.

Наш журнал публикует информацию о новых изданиях, посвященных проблеме толерантности. В этом номере мы начинаем представлять серию книг, вышедших в рамках Федеральной целевой программы "Формирование толерантных установок и профилактика экстремизма в российском обществе" в 2001–2005 гг.

Психология беженцев и вынужденных переселенцев:

опыт исследований и практической работы

/ Под ред. Г.У.Солдатовой. М.: Смысл, 2001.

Усиление межэтнической напряженности, этнических и военных конфликтов привело в конце двадцатого века к неуклонному росту числа вынужденных мигрантов и беженцев во всем мире. Не явилась исключением и Россия. Вынужденная миграция на территорию России осуществляется из всех стран ближнего зарубежья, из горячих точек самой России и из дальнего зарубежья.

В период экономической и политической нестабильности наиболее уязвимыми становятся и без того бесправные слои общества. Вынужденные мигранты – одна из групп населения, которая в современной России наиболее остро нуждается в защите и всесторонней помощи. Помимо материальной, медицинской, социальной и юридической помощи вынужденным мигрантам крайне необходима профессиональная психологическая помощь в преодолении кризисных жизненных ситуаций, в адаптации к новым социокультурным условиям.

Главная задача предлагаемой читателю книги – анализ и обобщение эмпирических исследований, проведенных авторами в различные годы, а также опыта практической работы с целью формирования теоретико–эмпирической базы для создания рабочей модели оказания психологической поддержки вынужденным мигрантам. Авторами статей, входящих в предлагаемый читателю сборник, являются главным образом сотрудники Научно–практического центра психологической помощи мигрантам "Гратис", а также психологи из разных городов России. Исследования, результаты которых анализируются в сборнике, проводились в рамках программ УВКБ ООН и Российского общества Красного Креста.

В сборнике раскрываются подходы и проблемы психологической адаптации и реабилитации вынужденных мигрантов. Ряд рассматриваемых вопросов, касающихся вынужденной миграции, впервые освещается в отечественной литературе. Здесь представлены обзорные статьи по кросс–культурной терапии мигрантов, по современным концепциям психологической адаптации и психосоциальной реабилитации мигрантов, раскрываются особенности их психологического состояния, анализируется роль индивидуальных различий в процессе адаптации русских переселенцев и психологические особенности беженцев, пострадавших в результате локальных военных конфликтов на Северном Кавказе. Помимо этого, в сборнике представлены программы группового тренинга социокультурной адаптации для взрослых, программа арт–терапевтической работы с детьми вынужденных мигрантов, психокоррекционная программа по преодолению страхов у детей, а также анализ специфики индивидуального психологического консультирования беженцев из дальнего зарубежья.

Книга может представлять интерес для психологов, социальных работников, сотрудников организаций, оказывающих помощь беженцам, и других специалистов, работающих с мигрантами, а также аспирантов и студентов.

Психологи о мигрантах и миграции в России:

Информационно–аналитический бюллетень N4

/ Под ред. Г.У.Солдатовой, Л.А.Шайгеровой. М.: Смысл, 2002.

Увеличивающиеся потоки вынужденных мигрантов, различия в ценностных установках, традициях, обычаях, поведении зачастую препятствуют установлению доброжелательных отношений и продуктивных контактов между мигрантами и местными жителями. Это приводит к повышению социальной напряженности в обществе и порождает среди принимающего населения страх конкуренции, ксенофобные установки, мигрантофобию.

Опыт оказания специализированной психологической помощи беженцам и вынужденным переселенцам показал, что их успешная адаптация и интеграция в принимающем обществе возможна только при условии позитивного отношения местного населения и готовности принять мигрантов как равноправных членов общества.

Одним из путей преодоления мигрантофобии и условием формирования позитивного диалога двух сторон может стать развитие толерантности как ценности общества и как личностной характеристики. Психологическая работа с принимающим населением способствует повышению культурной сензитивности к представителям различных национальностей, готовности к принятию различий, сочувствию, сопереживанию. Развитие толерантности у самих вынужденных мигрантов приводит к установлению дружеских связей, доброжелательных отношений с окружающими людьми.

В бюллетене отражены результаты работы по проекту "Толерантность как способ взаимной адаптации местного населения и вынужденных мигрантов", целью которого явилась организация специальной деятельности по формированию толерантности как социально значимого качества у местного населения и вынужденных мигрантов. Данный проект был начат совместными усилиями Российского Красного Креста, Научно–практического центра психологической помощи "Гратис" и кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.

К участию в проекте были привлечены психологи, работавшие по Программе Российского Красного Креста "Помощь перемещенным лицам и социально незащищенным слоям населения на Северном Кавказе и Юге России". Всего проект охватил 12 областей, краев и республик: Астраханскую, Волгоградскую, Ростовскую, Саратовскую области, Краснодарский и Ставропольский края, республику Адыгею, Дагестан, Кабардино–Балкарию, Калмыкию, Карачаево–Черкессию, Северную Осетию.

В первой части бюллетеня раскрываются подходы и модели психологической работы с вынужденными мигрантами, во второй – отражается опыт работы психологов Российского Красного Креста по проведению тренингов толерантности в многонациональных регионах России.

Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Макарчук А.В., Хухлаев О.Е., Щепина А.И.

Позволь другим быть другими: тренинг толерантности

для подростков по преодолению мигрантофобии.

М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2002.

Неприязнь, враждебность, вспышки насилия, экстремизма, агрессии по отношению к отдельному человеку или целым группам – тревожные явления современного общества, требующие незамедлительного поиска путей выхода из сложившейся ситуации. В методическом руководстве представлена программа тренинга, направленная на профилактику и преодоление одной из форм ксенофобии – мигрантофобии.

Известно, что важным аспектом формирования социальной компетентности подростка является умение строить позитивные отношения в многообразном и многоликом мире, с людьми, непохожими на них по самым разным параметрам: этническим, религиозным, расовым, социальным, мировоззренческим. Специальной целью предлагаемой вниманию читателя программы является формирование у подростков установок толерантного сознания и норм толерантного поведения в отношении одной из наиболее незащищенных и уязвимых групп российского общества – вынужденных мигрантов.

Содержательная направленность программы накладывается на общую идеологию тренингов толерантности – развивать личность социально активную, сделать толерантность внутренней ценностью, разбудить сердечность и заботу о других людях, развивать личность, осознающую собственную уникальность и необходимость единения с другими людьми, осознающую многообразие и многосторонность окружающего мира и понимающую, что то, каким будет этот мир, зависит от каждого. В контексте этих задач отрабатываются навыки позитивного взаимодействия, решения конфликтных ситуаций, способы успешной коммуникации, ведется работа, направленная на формирование социальной активности, социально–психологической устойчивости, социальной чувствительности, корректировку самооценки, анализ и познание своего "Я" и своего "Я среди Других".

Тренинг содержит три проблемных блока: "Кто мы!", "Кто они?", "Мы и Они: шаг навстречу" и сопровождается необходимыми рекомендациями и приложениями. Он прошел широкую апробацию на базе Центра психологической помощи "Гратис" и региональных приемных Российского Красного Креста в рамках проекта "Толерантность как способ взаимной адаптации местного населения и вынужденных мигрантов". Тренинги проводились в Москве и 12 регионах России, где остро стоит проблема мигрантофобии и наиболее высока межэтническая напряженность: Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Саратовской областях, Краснодарском и Ставропольском краях, республике Адыгее, Дагестане, Кабардино–Балкарии, Калмыкии, Карачаево–Черкессии, Северной Осетии.

Методическое пособие адресовано практическим психологам, работающим с подростками, педагогам, социальным работникам, владеющим технологией проведения тренингов, преподавателям, студентам и аспирантам психологических и педагогических вузов, специалистам разных направлений, работающих с вынужденными мигрантами, а также всем, кто интересуется прикладными разработками в области образования и воспитания в духе культуры мира.

И.А.Лопуленко, М.Ю.Мартынова.

В мире жить – с миром жить:

Дружба и взаимопонимание в фольклоре народов России

/Хрестоматия для школьников, их учителей и родителей. М.: Изд–во РУДН, 2002.

Россия – многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции. Тысячелетний опыт совместного проживания на российских просторах обобщен и зафиксирован в фольклоре. В книге показан огромный нравственный потенциал фольклора народов России, на примере сказок и пословиц демонстрируются богатые педагогические возможности народной мудрости по воспитанию в детях чувства дружбы, миролюбия, взаимопомощи, добрососедства, по обучению правилам человеческого общежития, раскрывается роль фольклора в деле воспитания у школьников толерантности. На страницах хрестоматии подробно рассказывается о народах, населяющих территорию России: о русских, о народах юга и севера Европейской части России, Северного Кавказа, Поволжья, Урала, Севера, Сибири, Дальнего Востока.

Отдельно рассматриваются основные категории морали и особенности отношений между людьми. Материал, включенный в хрестоматию, хорошо систематизирован, каждый раздел включает пословицы и сказки, раскрывающие основной его смысл.

Составители хрестоматии стремились изложить основные моральные принципы через фольклорные тексты, способствующие толерантным взаимоотношениям между людьми и народами. Сказки и пословицы, выявляющие нравственные начала народов, взятые в совокупности, рисуют общую панораму моральных ценностей народов России. По мнению авторов, использование фольклора в воспитательном процессе может помочь формированию толерантных убеждений, чувств и привычек, а представленная книга призвана способствовать воплощению такого замысла.

Хрестоматия может представлять интерес для детей школьного возраста, педагогов и всех интересующихся народным творчеством.

Толерантность и культурная традиция:

Сборник статей / Под ред. М.Ю.Мартыновой. М.: Изд–во РУДН, 2002.

Обострение межэтнической, межконфессиональной конфронтации, конфликты, в основе которых лежит неприятие чужих мыслей, взглядов, традиций, верований, все чаще привлекают внимание к толерантности как механизму сосуществования разных, непохожих и порой чуждых друг другу реальностей.

В предлагаемом вниманию читателей сборнике проблема толерантности рассматривается с позиций этнологии. В нем анализируется роль этнических традиций в формировании этнической толерантности, исследуются социальные институты, обряды, ритуалы, направленные на обеспечение мирных взаимоотношений между различными этническими группами, как близкими по культуре, так и имеющими ярко выраженные конфессиональные и культурные отличия.

Первая часть сборника посвящена теоретическим и сравнительным исследованиям проблемы толерантности. Читатель найдет здесь статьи, рассматривающие толерантность применительно к сегодняшней российской действительности, в контексте проблемы культурного плюрализма и социальной коммуникации, исследующие культуру эмпатии, терпимость в народной традиции, положение маргинальных личностей в традиционном обществе.

Вторая часть книги "Обычаи и обряды как форма трансляции социально–значимого общества" включает статьи, посвященные региональным традициям миролюбия, взаимопонимания и веротерпимости, проводится уникальный компаративный анализ народного календаря русских, коми, марийцев, мордвы, удмуртов, чувашей, башкир, татар, исследуются закрепленные обычаем способы установления дружественных отношений с чужаками, описываются традиции толерантности в культуре народов Кавказа.

В третьей части книги "Практическое использование традиций при воспитании толерантности" содержатся работы, имеющие методическую направленность, публикуются рекомендации по технологии ознакомления дошкольников с многообразием традиций народов России, исследуется нравственный потенциал пословиц и поговорок народов России, ресурсные возможности "народной" дипломатии народов Севера, анализируются традиции благотворительности в России XIX века.

Сборник может представлять интерес для этнологов, историков, социальных антропологов, культурологов, конфликтологов, педагогов высшей и средней школы, широкого круга читателей.

Понятие толерантности в свете последних событий в мире становится особенно актуальным. Нетерпимость к другим точкам зрения, религиям, мировоззрениям порождает боль и насилие, жестокость и непонимание. Для детей крайне важно уже в раннем возрасте усвоить это понятие и внедрять в своей жизни.

С понятием «толерантность» дети чаще всего знакомятся в школе.

Что означает это слово?

Толерантность в словаре обозначает принятие, понимание другого мировоззрения, образа жизни, мыслей, религии . Для школьников, возможно, эти понятия будут трудны. Для этого беседу на тему толерантности в нашей жизни для детей следует начать с простого примера.

Мы знает, что далеко не всегда получается поддерживать хорошие отношения со всеми вокруг. Дружба возможна только с близкими по духу и интересам людьми. Однако это не означает, что с остальными необходимо ссориться.

Толерантность – это попытка принять другого человека таким, какой он есть. Такой подход к людям обеспечивает желанный мир на нашей планете.

Также для школьников ситуация будет более понятной, если перенести ее в рамки класса. Побеседуйте с малышами, которые все время ссорятся и дерутся. Если дружба между ними невозможна, то вполне реально установить мир. Пусть ребята поразмышляют: как можно понять своего одноклассника, можно принять его таким, какой он есть.

Конечно, толерантность не ограничивается рамками исключительно одного сообщества: это понятие гораздо шире. В планетарном масштабе оно касается принятия существования других культур и религий. Это гарантирует существование мира и порядка.

Чтобы это понятие не исчезло из людских умов, а мир и дружба не стали понятиями нарицательными, школьников необходимо познакомить с таким праздником, как Международный день толерантности. Он отмечается 16 ноября. Декларация ЮНЕСКО утвердила Международный день терпимости в 1995 году.

Символ толерантности – радужный флаг. Он обозначает мир, который царит на Земле, а сочетание всех цветов радуги говорит о разнообразии проявлений этого мира.

Однако путь толерантности – не новшество нашей цивилизации. Еще Будда в древнеиндийской цивилизации проповедовал путь смирения и принятия всего окружающего. После него мир посещало множество ученых и пророков, подхвативших эту идею. Учение о толерантности дошло до наших дней и подтолкнуло современных людей установить Международный день терпимости 16 ноября.

На нашем сайте мы предлагаем вам скачать бесплатно и распечатать на тему «Толерантность» все картинки и фото, которые придутся вам по душе, и использовать их на занятиях с детьми.

Подборка материалов по теме

Другие символы и детские картинки по теме

Как пользоваться материалами?

Международный день толерантности 16 ноября не празднуется с особой роскошью. Тем не менее, в детских садах, эстетических центрах, для школьников необходимо провести тематический день, чтобы познакомить ребят с этим понятием.

Кроме традиционных стихов, рассказов, можно предложить детям нарисовать эмблему, которая бы представляла собой символ этого дня. Эмблема для школьников может представлять собой цветок, дерево, планету. Символ терпимости часто рисуют с помощью отпечатков рук которые объединяются в цветок, а также из отпечатков рук можно сделать дерево. Множество рук символизируют равенство людей в этом мире.

Чтобы подтолкнуть детей к новой идее, предложите им картинки и фото на тему «Международный день терпимости 16 ноября», которые можно скачать на нашем сайте. Они обязательно помогут ребятам придумать собственную эмблему.

Тематические видео материалы

Мультфильмы и видео презентации

Путь толерантности не всегда понятен для школьников и ребят младшего возраста. Картинки и фото помогут им проникнуться этим настроением. В качестве декорации к тематическому вечеру можно предложить символ толерантности: дерево, обозначающее мир на Земле.

Детям просто необходимо говорить о терпимости: от этого зависит наше будущее.

Похожие публикации