Гармоническое сведение. Определение тональности для самых ленивых Как определить тональность мелодии в нотном тексте? Читаем ключевые знаки

Если вы хотите сделать ваши треки более музыкальными, но при этом не обладаете достаточными знаниями о тональностях, гаммах и гармониях, то наша статья точно для вас. Этот набор инструментов и хитростей поможет вам научиться добавлять мелодии и прописывать бас для любых ваших композиций, используя правильные ноты и не прилагая особых усилий.

Шаг 1: Определяем тональность вашего аудио

Если вы уже знаете в какой тональности играет ваш сэмпл или, скажем строите мелодию из скретчей, можете пропустить этот шаг. Часто, при использовании звуковых библиотек тональность сэмпла указывается в его названии (что-то вроде «С» или «Am») или если вы, к примеру, покупаете трек на сервисе вроде битпорта , то данные о тональности могут быть записаны в мета-данные трека.

Но если вы не знаете в какой тональности ваш трек и всё же хотите добавить в него пару-тройку музыкальных партий, вы должны это выяснить, чтобы не портить и музыку, и нервы. Есть достаточно много программ, которые помогают определить тональность песни, в том числе «Keyfinder «, который мы будем использовать в этой статье. Она бесплатна 🙂

Просто откройте программу, забросте в неё мышкой своё аудио и нажмите «Run Analysis». Тональность трека определится и будет показана справа. Кстати, можно забрасывать в программу сразу много файлов и определять тональность всех их сразу. Удобно, если хотите слепить что-то из кучи сэмплов или просто подписать их для удобства последующей работы. Кстати, вот чем я займусь как только допишу…

Итак, допустим, в результате мы имеем гитарный сэмпл в G-flat minor (Gbm). Это всё, что нужно, для того, чтобы переходить к следующему шагу.

Шаг 2: Выбираем правильные ноты

Теперь пора выбрать ноты, которые мы будим использовать для поставленных выше целей. Без паники, никаких особенных знаний музыкальной грамоты не требуется, пока у нас есть старая добрая Википедия! Всё, что вам нужно это скачать себе две картинки. Серьёзно?! Ну и автор не обидится, если вместо того вы добавите в избранное эту статью и будете её открывать при необходимости.

Первая картинка для мажорных гамм, вторая для минорных. Если вашему аудио соответствует ключ из минорной гаммы, то возле её названия добавляется маленькая «m» (как в случае с Gbm)

Если в названии только одна большая буква (например A или D)и может быть символы # — диез мажор и b — бемоль мажор, то это, соответственно относится к мажорным гаммам.

Конечно, их намного больше, но в основном в электронной музыке используются рассматриваемые нами тональности.



Обычно каждая тональность состоит из 7 нот, которые вы можете играть и которые будут звучать в тон. То что вы видете в левой колонке это названия самих тональностей, а вертикальные столбцы показывают (в клавишном стиле) подходящие для каждой из них ноты. Сверху, соответственно, названия нот. Так что фактически, таблица показывает какие ноты будут работать в отпределённой тональности. Цифры на нотках показывают их номер в данной тональности и то, какие из них мы захотим использовать в первую очередь 🙂

Если вы начинаете со скретчей, то в принципе можете взять любую из этих тональностей и наиграть на него нужные мелодии из предоставленных нот. Или же можно сначала просто что-то наиграть, а потом определить тональность и работать. Если нет миди клавиатуры, то можно сделать это и на обычной, а то и мышкой в piano roll.

Если вернуться к нашему семплу из первого шага и попытаться найти его тональность (Gbm) в таблице, то ничего не выйдет. Но не стоит паниковать, давайте посмотрим повнимательнее! Взглянув на ноту Gb, мы увидим, что это та же нота, что и F#. Получается, что Gbm = F#m, хоть и никакой математики! Обратите внимание на эту особенность, чтобы не путаться в будущем как с этой так и с другими тональностями.

Теперь самое время закрепить усвоенное на практике. Возьмите ваш сэмпл, определите тональность и создайте несколько удивительных мелодий. Вы в полной безопасности, пока используете ноты из таблицы!

А если вы решите записать басовую партию, то вам вообще теперь этом не будет равных!

Но на этом пока всё 🙁

В следующей статье мы поговорим об аккордах…

Есть в диджеинге такая вещь, до которой новички своим умом не всегда доходят. Это гармоническое сведение.

Для чего это нужно?

Это нужно, чтобы сделать микс лучше. Я считаю, что лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать. Для начала пример:

Нравится? Сомневаюсь:) Еще один пример:

Теперь понятно? :)

Как этого добиться?

Чтобы добиться эффекта и создать по-настоящему красивый и благозвучный переход между треками, нужно знать key этого трека (то есть его тональность), и каким образом стоит эти тональности чередовать.

Вообще говоря, все уже придумано и сделано за нас, нужно только пойти и взять.

Mixed In Key и Ко.

На сайте Mixed In Key можно купить (а где-нибудь в гугле найти бесплатно — вопрос религии) одноименную программу, которая сканирует музыкальную коллекцию и выдает на-гора список песен, которые можно свести красиво.

К слову, такую же функцию предоставляет MixMeister Studio и MixMeister Fusion (mixmeister.com), сохраняя полученное значение прямо в библиотеке (что гораздо удобнее, я считаю).

Traktor DJ Studio начиная со второй ветки тоже умеет запоминать (но не определять!) key в своей Track Collection. Может ли такое Ableton Live! — точно не помню, надеюсь на вашу подсказку:)

Гармонический круг и нотация Camelot

Некий Марк Дэвис (которому всем нам стоит сказать большое спасибо) придумал и записал нотацию Camelot, сгруппировав наиболее часто встречающиеся в европейской культуре тональности в своеобразные «часы»:

Для начала было бы неплохо попробовать просто свести треки, тональности у которых полностью совпадают.

Затем можно попробовать делать переходы на «час» вперед или назад. То есть, если исходный трек у нас D-flat Minor (12A), то следующим можно поставить A-Flat Minor (1A) или F-Sharp Minor (11A).

Еще один эксперимент — переходы из внутреннего круга во внешний в пределах одного и того же «часа», то есть из минор в мажор и наоборот. Тут нужно быть внимательным с настроением трека: посреди развеселого клаб-хауса не всегда можно влепить какой-нибудь дарк-электро:)

Объяснять на словах можно долго, но самый короткий путь — это непосредственно практика. Если медведь на ухо не наступил — то сразу станет понятно, что хорошо, а что плохо.

О чем следует помнить

На одном зарубежном форуме я наткнулся на пост, где говорилось о том, что продукты MixMeister распознают тональность с точностью до 70%, в частности, очень редко делают различие между мажорными и минорными. Тут уж пеняй на себя — уши никто не отменял, если «не звучит», надо брать дело в свои руки. На сайте той же Mixed In Key многие диджеи и продюсеры признались, что до этого пользовались фортепианной клавиатурой или синтезатором (что, кстати, способ гораздо более точный, хоть требует слуха и времени).

Еще одна тонкость — это зависимость «tempo-key». Надо знать, что если мы разгоняем или тормозим трек, то через каждые 6% скорости тональность будет меняться соответственно направлению. Если трек был исходно 140BPM и в тональности 12A, то затормозив его на 6% получим уже 11A.

Есть простое правило: если разность в скоростях меньше трех процентов, то тональность второго трека можно брать ту же самую. Если больше трех — на одну больше/меньше.

И помните, гармоническое сведение — не панацея для создания качественного микса, это всего лишь одна из составляющих. Творческую составляющую, а так же хороший вкус при выборе музыки для сета нельзя забывать ни в коем случае.

На данный момент мне известны два специализированных программных продукта, решающих задачу определения тональности. Первый из них – Mixed In Key , который благодаря продуманному маркетингу наделал немало шума в диджейском сообществе. Копия этой программы, заслужившей благосклонные отзывы таких звезд как Пит Тонг, на момент написания статьи стоила $58.

На данный момент она самая популярная программа, но это очень спорный вопрос на самом деле.

Второй продукт, находящийся в тени Mixed In Key, но от этого не менее интересный – тот самый Rapid Evolution , с которым мы уже знакомы. По своей функциональности он не уступает, а то и превосходит MIK, и при этом совершенно бесплатен.

Автоматическое определение тональностей в Rapid Evolution выполняется очень просто. Сначала нужно добавить интересующие тебя композиции в библиотеку программы. Для этого в главном окне нажми на кнопку add songs. В появившемся диалоговом окне нажми browse и выбери трек либо папку на диске. Наконец, нажми add all, чтобы добавить в библиотеку все треки папки.

Затем в таблице поиска выдели треки, тональности которых ты хочешь определить. Нажми на правую кнопку мыши и в появившемся контекстном меню выбери detect, а затем key, чтобы запустить процесс определения тональностей. Запасись терпением, т.к. на это потребуется некоторое время. В конце концов, в колонке key напротив названия треков появятся их тональности, определенные Rapid Evolution.

Кстати, RE умеет определять тональность не только музыкальных файлов на твоем компьютере, но и «живого» сигнала, поступающего с линейного входа звуковой карты! Это исключительно полезно, например, для определения тональностей треков твоей виниловой коллекции.

Как я уже сказал, Rapid Evolution и Mixed In Key – специализированные программы для определения тональностей. В то же время, растущая популярность гармонического сведения приводит к тому, что эта функция появляется и в компьютерных эмуляторах диджейской установки. Сказанное в первую очередь касается всем известных Virtual DJ и MixMeister .

Чтобы автоматически определить тональность трека в Virtual DJ, нужно сделать две вещи. Во-первых, нажми правой кнопкой мыши на заголовок таблицы треков в нижней части экрана и в появившемся меню поставь галочку напротив пункта Key. В таблице появится колонка Key, в которой позже будут отображаться тональности треков.

Наконец, почти как в Rapid Evolution, выдели нужные треки в таблице, нажми на правую кнопку мыши и выбери Scan for BPMs. После недолгого анализа треков Virtual DJ отобразит их тональности в соответствующей колонке.

Пара слов о точности. Mixed In Key в действии я не пробовал, а о Rapid Evolution могу сказать, что он довольно надежен, но не всегда. Создатели RE утверждают, что программа правильно определяет тональность в 67-71% случаев, что, в общем-то, не так уж плохо. Тем не менее, RE определил тональность Martin Solveig – Rejection (Ian Carey Remix) то, что выше, как D# вместо D#m.

За качество определения Virtual DJ я поручиться не могу, но в целом оно мне показалось удовлетворительным. Кстати, для определения тональностей композиций твоей коллекции лучше использовать одну и ту же программу. Опыт показывает, что даже если продукт и «врет» от случая к случаю, тональности, определенные им как совместимые, часто оказываются таковыми и в реальности.

Умелое использование эффектов, разные техники тёрнтейблизма, такие как скретч или бит-джагглинг, гармоническое сведение, правильный подбор плейлиста, изменение скорости или стиля - это, пожалуй, лишь часть из того, что можно начать использовать, если надоело просто ставить треки друг за другом. Ведь при наличии всех этих кнопок синхронизации и прочих функций упрощения у диджея появляется масса времени, которое можно выделить на использование продвинутых техник.
Как известно, хороший микс - это путешествие, но как грамотно провести слушателя по всей истории без лишних запинок и препятствий?
Одной из продвинутых техник, которые могут в этом помочь, является гармоническое сведение. Этот способ раньше был доступен только диджеям с хорошим слухом или со знанием музыкальной теории, а сейчас, благодаря внедрению софта с функцией определения тональности, его могут использовать все, даже самые начинающие.

Основой данного подхода является знание о законах гармонии. Испокон веков лучшие музыканты изучают взаимодействие между нотами, и уже достаточно давно стало ясно, что существуют определённые правила. Это математика в чистом виде, и это один из лучших ответов на обычный школьный вопрос:"Где мне это вообще пригодится по жизни?" Если вы серьёзно увлечены музыкой, рано или поздно вы задумаетесь о необходимости изучить законы гармонии более подробно, а сейчас мы пробежимся по чисто прикладным способам, которые помогут любому диджею.

Итак, если верить музыкальной теории, в основе каждого трека лежит какая-либо тональность. Есть 7 основных нот, которые в разных модификациях дают 12 ступеней. От каждой из этих ступеней можно построить последовательности, которые зовутся ладами, самыми популярными являются мажор и минор. Обозначение ноты и лада называется тональностью. Например, если трек написан в тональности До мажор, это значит, что большинство его мелодических линий и аккордов сочетаются с ключевой нотой (тоникой) До и состоят из ступеней, гармонирующих с мажорным ладом.
Звучит сложновато? Всё нормально, дальше будет очень просто:)

В зависимости от сочетания тональностей, треки вместе могут звучать как отлично, так и не очень. В лучшем случае вы получите красивейший мэшап, когда гармонии и мелодии из одного трека будут сочетаться с подобными из второго, а слушатель, возможно, даже не будет догадываться, что играет несколько композиций одновременно. В худшем же какие-то ноты из двух треков будут при наложении друг на друга создавать так называемые диссонансы - неприятно звучащие сочетания тонов.
Описанные дальше техники позволят вам повысить вероятность удачного гармонического сведения с минимумом диссонансов.

Для работы нам понадобится вот такое колесо Camelot System, которое придумали ребята, создавшие известную программу определения тональности Mixed In Key. По сути, это колесо является упрощённой версией кварто-квинтового круга, широко известного среди музыкантов с академическими знаниями.

Базовое гармоническое сведение

1. Сначала мы определяем тональность трека.


Это можно сделать следующими способами:

  • Без знаний музыкальной теории это точнее всего сделать с помощью специального софта (Mixed In Key, KeyFinder, Rapid Evolution и т.п.)
  • Посмотреть тональность на странице трека на Beatport
  • При знании музыкальной теории определить на слух
  • Самый быстрый способ, это автоматическое определение тональности встроенными в вашу диджейскую программу инструментами. Функция определения есть в Traktor Pro, Virtual DJ, Algoriddim Djay, некоторых менее популярных приложениях. Обычно ничего специально не надо делать, тональность определяется при общем анализе трека. Учтите, что встроенные инструменты часто допускают ошибки.
После определения мы увидим рядом с каждым треком обозначение вида номер и буква, где номер означает ступень, их 12, а буква - лад, их всего два. В случае с Mixed In Key, например, это A и B, встроенный же в Traktor Pro инструмент использует буквы m и d.

2. Включаем трек в любой тональности, например, в 7A.
В первую очередь, мы можем свести его с треком в такой же тональности, то есть, 7A. Если подходящих не нашлось, то смотрим на колесе соседние по кругу тональности - с любой из них мы можем сводить. В нашем примере мы можем выбрать треки 6A или 8A. Если бы у нас был трек в 7B, нашим выбором были бы 7B, 6B и 8B.

Всё, в этом вся базовая техника гармонического сведения. Видите, как всё свелось до взгляда на картинку и простого сопоставления?
Но было бы странно, если трек можно свести только с соседними по кругу - это сильно ограничивает. Давайте двигаться дальше.

В тракторе используйте функцию сортировки по тональности

Переход между ладами

Если вы играете электронную музыку, то, скорее всего, большинство треков в вашей библиотеке имеют минорную тональность, так уж повелось среди электронщиков. Конечно, есть и мажорные треки, которые обязательно нужно использовать, но сведение между треками в разных ладах может показаться небольшим испытанием, если хочется сохранить гармонию.

Простым вариантом является такой - оставить номер, а букву поменять с A на B или наоборот. То есть, если смотреть на колесо, то нужно перейти от внешнего круга ко внутреннему или от внутреннего к внешнему.
Посмотрите на немного дополненное колесо, чтобы понять, о чём речь. В нашем случае 7A (Ре Минор или D minor) содержит те же ноты, что и 7B (Фа Мажор или F major), так что треки в этих тональностях при сведении будут звучать гармонично.

Дополненное колесо камелота

Итак, базовое сведение и переход между ладами позволяет нам двигаться на соседние ячейки колеса:

Ещё один метод

Он заключается в переходе с мажора на минор при сохранении тоники (ключевой ноты). Например, с Фа Мажор (F Major) на Фа Минор (F minor). На колесе у нас внутренний круг - это минор, а внешний - мажор.


Вот простая формула:

  • Если вы в мажоре, вычтите 3 из номера и поменяйте букву, например из 7B в 4A
  • Если вы в миноре, прибавьте 3 к номеру и поменяйте букву, например из 10A в 1B (13 у нас нет, так что приходим по кругу к единице).

Этот приём можно использовать, совершая сведение во время барабанных сбивок и моментов с минимумом мелодий, чтобы не было слышно особых диссонансов.
Данный метод очень интересен с точки зрения музыкальности и повествования, обязательно попробуйте его.

Сведение с эмоциональным подъёмом

Возможно, вы слышали этот приём, называемый транспозицией, в популярных песнях - чаще всего последняя часть песни поднимается выше на полтона или тон. Обычно, это производит эффект эмоционального подъёма и разгона.


Давайте разберёмся, как свести два трека таким способом, используя уже привычное нам колесо:

  • Для подъёма на один полутон прибавьте 7 к тональности текущего трека
  • Для подъёма на два полутона (один тон) прибавьте 2 к тональности текущего трека.
Старайтесь свести как можно быстрее и будьте осторожны при длинных сводках - такой переход может создать много диссонансов. Обычно, подъём на два полутона работает лучше. Тем, кто знаком с сольфеджио, известно, что интервал под названием "большая секунда", состоящий из одного тона, является более благозвучным, чем "малая секунда", состоящий из одного полутона.

Сведение на коротком лупе

Чтобы создать переход между треками, который позволит сделать нам длинное сведение, в одном из треков сделайте короткую петлю на одном аккорде, желательно, который играет в тонике (основан на ключевой ноте), и уже после этого вводите второй трек любым из описанных выше способов.
Перед сведением убедитесь, что петля с аккордом не содержит таких нот, которые при наложении зазвучат плохо.

Подводя итог, скажем - вся эта теория послужит вам отличным подспорьем, но в первую очередь используйте свой слух и внимательно оценивайте ситуацию. Заранее проверяйте все сочетания треков, лучшие запоминайте или записывайте. Надо понимать, что использование описанных приёмов не даёт гарантии отличного сведения, ведь хоть набор нот и совпадает, гармония в треках может строиться совершенно разным способом и аккорды играют в таком порядке, с которым при наложении создаются ненавистные нам диссонансы. Даже если по номерам и буквам всё должно звучать хорошо, а на практике получается каша, смело ищите другой вариант, ориентируясь только на свои ощущения, развивайте своё внутреннее чувство гармонии.

В статье были использованы материалы с ресурсов mixedinkey.com и djtechtools.com.

Умелое использование эффектов, разные техники тёрнтейблизма, такие как скретч или бит-джагглинг, гармоническое сведение, правильный подбор плейлиста, изменение скорости или стиля - это, пожалуй, лишь часть из того, что можно начать использовать, если надоело просто ставить треки друг за другом. Ведь при наличии всех этих кнопок синхронизации и прочих функций упрощения у диджея появляется масса времени, которое можно выделить на использование продвинутых техник.
Как известно, хороший микс - это путешествие, но как грамотно провести слушателя по всей истории без лишних запинок и препятствий?
Одной из продвинутых техник, которые могут в этом помочь, является гармоническое сведение. Этот способ раньше был доступен только диджеям с хорошим слухом или со знанием музыкальной теории, а сейчас, благодаря внедрению софта с функцией определения тональности, его могут использовать все, даже самые начинающие.

Основой данного подхода является знание о законах гармонии. Испокон веков лучшие музыканты изучают взаимодействие между нотами, и уже достаточно давно стало ясно, что существуют определённые правила. Это математика в чистом виде, и это один из лучших ответов на обычный школьный вопрос:"Где мне это вообще пригодится по жизни?" Если вы серьёзно увлечены музыкой, рано или поздно вы задумаетесь о необходимости изучить законы гармонии более подробно, а сейчас мы пробежимся по чисто прикладным способам, которые помогут любому диджею.

Итак, если верить музыкальной теории, в основе каждого трека лежит какая-либо тональность. Есть 7 основных нот, которые в разных модификациях дают 12 ступеней. От каждой из этих ступеней можно построить последовательности, которые зовутся ладами, самыми популярными являются мажор и минор. Обозначение ноты и лада называется тональностью. Например, если трек написан в тональности До мажор, это значит, что большинство его мелодических линий и аккордов сочетаются с ключевой нотой (тоникой) До и состоят из ступеней, гармонирующих с мажорным ладом.
Звучит сложновато? Всё нормально, дальше будет очень просто:)

В зависимости от сочетания тональностей, треки вместе могут звучать как отлично, так и не очень. В лучшем случае вы получите красивейший мэшап, когда гармонии и мелодии из одного трека будут сочетаться с подобными из второго, а слушатель, возможно, даже не будет догадываться, что играет несколько композиций одновременно. В худшем же какие-то ноты из двух треков будут при наложении друг на друга создавать так называемые диссонансы - неприятно звучащие сочетания тонов.
Описанные дальше техники позволят вам повысить вероятность удачного гармонического сведения с минимумом диссонансов.

Для работы нам понадобится вот такое колесо Camelot System, которое придумали ребята, создавшие известную программу определения тональности Mixed In Key. По сути, это колесо является упрощённой версией кварто-квинтового круга, широко известного среди музыкантов с академическими знаниями.

Базовое гармоническое сведение

1. Сначала мы определяем тональность трека.


Это можно сделать следующими способами:

  • Без знаний музыкальной теории это точнее всего сделать с помощью специального софта (Mixed In Key, KeyFinder, Rapid Evolution и т.п.)
  • Посмотреть тональность на странице трека на Beatport
  • При знании музыкальной теории определить на слух
  • Самый быстрый способ, это автоматическое определение тональности встроенными в вашу диджейскую программу инструментами. Функция определения есть в Traktor Pro, Virtual DJ, Algoriddim Djay, некоторых менее популярных приложениях. Обычно ничего специально не надо делать, тональность определяется при общем анализе трека. Учтите, что встроенные инструменты часто допускают ошибки.
После определения мы увидим рядом с каждым треком обозначение вида номер и буква, где номер означает ступень, их 12, а буква - лад, их всего два. В случае с Mixed In Key, например, это A и B, встроенный же в Traktor Pro инструмент использует буквы m и d.

2. Включаем трек в любой тональности, например, в 7A.
В первую очередь, мы можем свести его с треком в такой же тональности, то есть, 7A. Если подходящих не нашлось, то смотрим на колесе соседние по кругу тональности - с любой из них мы можем сводить. В нашем примере мы можем выбрать треки 6A или 8A. Если бы у нас был трек в 7B, нашим выбором были бы 7B, 6B и 8B.

Всё, в этом вся базовая техника гармонического сведения. Видите, как всё свелось до взгляда на картинку и простого сопоставления?
Но было бы странно, если трек можно свести только с соседними по кругу - это сильно ограничивает. Давайте двигаться дальше.

В тракторе используйте функцию сортировки по тональности

Переход между ладами

Если вы играете электронную музыку, то, скорее всего, большинство треков в вашей библиотеке имеют минорную тональность, так уж повелось среди электронщиков. Конечно, есть и мажорные треки, которые обязательно нужно использовать, но сведение между треками в разных ладах может показаться небольшим испытанием, если хочется сохранить гармонию.

Простым вариантом является такой - оставить номер, а букву поменять с A на B или наоборот. То есть, если смотреть на колесо, то нужно перейти от внешнего круга ко внутреннему или от внутреннего к внешнему.
Посмотрите на немного дополненное колесо, чтобы понять, о чём речь. В нашем случае 7A (Ре Минор или D minor) содержит те же ноты, что и 7B (Фа Мажор или F major), так что треки в этих тональностях при сведении будут звучать гармонично.

Дополненное колесо камелота

Итак, базовое сведение и переход между ладами позволяет нам двигаться на соседние ячейки колеса:

Ещё один метод

Он заключается в переходе с мажора на минор при сохранении тоники (ключевой ноты). Например, с Фа Мажор (F Major) на Фа Минор (F minor). На колесе у нас внутренний круг - это минор, а внешний - мажор.


Вот простая формула:

  • Если вы в мажоре, вычтите 3 из номера и поменяйте букву, например из 7B в 4A
  • Если вы в миноре, прибавьте 3 к номеру и поменяйте букву, например из 10A в 1B (13 у нас нет, так что приходим по кругу к единице).

Этот приём можно использовать, совершая сведение во время барабанных сбивок и моментов с минимумом мелодий, чтобы не было слышно особых диссонансов.
Данный метод очень интересен с точки зрения музыкальности и повествования, обязательно попробуйте его.

Сведение с эмоциональным подъёмом

Возможно, вы слышали этот приём, называемый транспозицией, в популярных песнях - чаще всего последняя часть песни поднимается выше на полтона или тон. Обычно, это производит эффект эмоционального подъёма и разгона.


Давайте разберёмся, как свести два трека таким способом, используя уже привычное нам колесо:

  • Для подъёма на один полутон прибавьте 7 к тональности текущего трека
  • Для подъёма на два полутона (один тон) прибавьте 2 к тональности текущего трека.
Старайтесь свести как можно быстрее и будьте осторожны при длинных сводках - такой переход может создать много диссонансов. Обычно, подъём на два полутона работает лучше. Тем, кто знаком с сольфеджио, известно, что интервал под названием "большая секунда", состоящий из одного тона, является более благозвучным, чем "малая секунда", состоящий из одного полутона.

Сведение на коротком лупе

Чтобы создать переход между треками, который позволит сделать нам длинное сведение, в одном из треков сделайте короткую петлю на одном аккорде, желательно, который играет в тонике (основан на ключевой ноте), и уже после этого вводите второй трек любым из описанных выше способов.
Перед сведением убедитесь, что петля с аккордом не содержит таких нот, которые при наложении зазвучат плохо.

Подводя итог, скажем - вся эта теория послужит вам отличным подспорьем, но в первую очередь используйте свой слух и внимательно оценивайте ситуацию. Заранее проверяйте все сочетания треков, лучшие запоминайте или записывайте. Надо понимать, что использование описанных приёмов не даёт гарантии отличного сведения, ведь хоть набор нот и совпадает, гармония в треках может строиться совершенно разным способом и аккорды играют в таком порядке, с которым при наложении создаются ненавистные нам диссонансы. Даже если по номерам и буквам всё должно звучать хорошо, а на практике получается каша, смело ищите другой вариант, ориентируясь только на свои ощущения, развивайте своё внутреннее чувство гармонии.

В статье были использованы материалы с ресурсов mixedinkey.com и djtechtools.com.

Похожие публикации